Образовательный ресурс профессора      Петра Всеволодовича Яньшина 

 

Психология и психосемантика  ЦВЕТА  Психология     Психосемантика      Цвета         Психосемантика

Часто задаваемые вопросы

 

Часто задаваемые вопросы по психологии Цвета

English version o page

На главную страницу

Автор 

Список научных трудов по Цвету

FAQ
Психосемантика Цвета
Определения Цвета
Психосемантика
Цветовое зрение
Эволюция цветового зрения
В чем ошибался Ньютон?
Библиография

Архив сайта

Гостевая книга

Дружественные сайты

 

  Rambler's Top100


 

 

На этой странице помещены тезисы и определения, защищенные в докторской диссертации автора на заседании диссертационного совета Д 501.001.14 в Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова 7-го июня 2001 г. Ведущая организация: Институт психологии Российской академии наук.(Текст доклада)

Последнее обновление страницы 14.08.09

Определение Цвета

Представленные на этой странице формулировки - итог изучения проблемы. Сам же путь, который к ним привел, здесь не представлен. Он отражен в моих монографиях, статьях, и на 400 страницах докторской диссертации.

(В этом разделе я привожу те определения, которые имеют психологический смысл. Если Вас интересуют "традиционные" (естественнонаучные) определения цвета, щелкните сюда или сюда. )

Самый важный тезис, не имеющий ничего общего с физикой, состоит в следующем: Осознанное переживание правомерно рассматривать как функциональный психический орган восприятия эмоциональных значений цветов

Пояснение. Это утверждение нетривиально и с психологических позиций. На самом деле в нем содержится несколько утверждений. Одно состоит в том, что значения возможно воспринять, а не понимать, например,  или интерпретировать. Второе - у человека формируется для такого восприятия особый психический орган. Третье - этим органом является осознанное переживание Цвета. Сходное определение было бы примерно такого рода: мы воспринимаем Цвет душой, а не глазами. Та же мысль, но выраженная проще и понятнее.

Цвет, как совокупность оттенков, представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, независимой от предметной, причем такой системой, которая способна осуществлять комплексное изменение функционального состояния индивида, минуя сознание, а также точно сигнализировать об этом изменении.

Пояснение. Под предметной ориентацией понимается свойство человеческой души выделять в мире дискретные сущности, обозначая их именами (существительными, отвечающими на вопрос "что такое?"). Общепринято, что главной особенностью психического образа является так называемая предметность. Цвета же не отвечают на вопрос "что такое?"! Это когда я привожу здесь массу определений Цвета, я отвечаю на вопрос "что есть Цвет?". Поступая так, я обращаюсь к разуму, "рацио" читателя. Но когда я вижу конкретный оттенок, я, в той или иной степени, способен осознать иное сообщение. Цвет - это скорее качества и свойства, а не имена предметов. Любопытно здесь то, что эти качества предметов "автоматически" изменяют наше душевное состояние. Т.е. через цвета предметы находятся в непосредственном контакте с нашей душой! Это потрясающе интересно и загадочно. 

Цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение субъекта к значимому другому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. 

Пояснение. Это следствие сказанного выше. Свойство цвета модифицировать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект. Наше состояние осознается как отношение и символизируется в этом цвете. 

Комментарий. В основе восприятия цвета лежат прасемантические структуры, задействованные уже на самых ранних этапах презентации объекта сознанию. В настоящее время можно предполагать, что структуры эти обусловлены биологически. Цвета категоризованы на уровне физиологических реакций организма, поэтому существующие на уровне глубинной семантики взаимосвязи не могут являться случайными, условно-рефлекторными или произвольно-конвенциональными. Факты заставляют признать, по крайней мере на этом глубинном уровне, единство "натурального значения" (празначения) цвета и физиологической реакции организма на его воздействие. Но, надо думать, это отчасти справедливо и для уровня более дифференцированных переживаний, представленности сознанию дифференцированных эмоциональных состояний ("удивление", "любовь", "ненависть", "восхищение" и т.п.).
То, что перцептивно (зрению) представлено как цвет, в переживании представлено как эмоция, и наоборот. То есть то, что в сознании человека присутствует как эмоциональное отношение, характеристика, настроение, на картине представлено как цветовая гамма, колорит. 

Цвет - это психоидный, или квазипсихический, феномен в окружающей человека действительности. Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны.

Пояснение. Этим признается определенная двойственность цветов. Во-первых, они существуют и как представления, и как перцептивные образы, сохраняя, тем не менее, свою психологическую эффективность. Во-вторых, этим признается, что во внешнем по отношению к человеку мире то, что субъективно переживается как эмоция, существует в форме цветов. Или, что то же самое, в форме колорита человеку дано видеть эмоции. 

На неосознаваемом уровне цвет есть символ своего воздействия на человека

Пояснение. Эти феномены зафиксированы как в устойчивых речевых оборотах ("радужное настроение", "мрачное настроение", "розовые очки", "тоска зеленая", "синий понедельник", "черный глаз", "красна девица", "светлый образ" и т.п.) так и в многочисленных экспериментальных фактах реконструкции цвето-эмоциональных семантических пространств. В ходе культурно-исторического развития человек научился использовать это свойство цветов в качестве внешнего (и внутреннего) орудия произвольной регуляции своего физиологического и психологического состояния. 
С другой стороны, психологическое состояние закономерно модифицирует колорит воспринимаемого образа (колорит картины мира). Цветовой образ (колорит) является аналогом высказывания, т.е. допускает закономерную "проекцию" содержания в категориальную систему развитых форм значений, в том числе вербальных. 

Когда о Цвете говорится в развиваемом здесь семантическом и семиотическом смысле, то необходимо различать, как это существует в филологии, внешнюю и внутреннюю форму высказывания как два аспекта (означаемое и означающее), слитых в моменте семиотического целого. Семиотический аспект цвета (означающее) представлен "перцептивным" цветом, т.е. тем, который мы видим (представляем) и изучаем в рамках теории цветоразличения. Собственно говоря, это есть "Цвет" в общеупотребительном смысле слова. По сути же он является только верхушкой целого айсберга (т.е. внутренней формы, или означаемого), в качестве которого выступает, в частности, упомянутая "идея жизненных отношений субъекта". Подробнее см. "Введение в психосемантику цвета"

На начало страницы


 

на сайте на Народ.Ру на Яндексе


На главную | Архив | Автор

Hosted by uCoz