Образовательный ресурс профессора      Петра Всеволодовича Яньшина 

 

Психология и психосемантика  ЦВЕТА  Психология     Психосемантика      Цвета         Психосемантика

Часто задаваемые вопросы

 

Часто задаваемые вопросы по психологии Цвета

На главную страницу

Автор 

Список моих научных трудов по Цвету

FAQ
Психосемантика Цвета
Определения Цвета
Психосемантика
Цветовое зрение
Эволюция цветового зрения
В чем ошибался Ньютон?
Библиография

Архив сайта

Гостевая книга

Дружественные сайты

 

  Rambler's Top100


 

 

На этой странице помещены тезисы и определения, защищенные в докторской диссертации автора на заседании диссертационного совета Д 501.001.14 в Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова 7-го июня 2001 г. Ведущая организация: Институт психологии Российской академии наук.(Текст доклада)

Последнее обновление страницы 14.08.09

Цветовое зрение

Изложенная на этой странице концепция ни в коем случае не является моим кредо. Большинство из изложенного - краткий пересказ мнения психофизиологов.

Согласно современным представлениям, то, что мы видим как цвет, "представляет собой комбинированное воздействие: 1) спектрального распределения светового потока из дающего энергию источника света; 2) физических и / или химических свойств всех материалов, пропускающих или отражающих световой поток (по меньшей мере часть светового потока, переориентированную в сторону глаза); 3) физиологической реакции глаза на световой поток, включающей в себя нервные импульсы, передаваемые в ту часть коры головного мозга, которая отвечает за зрение; 4) переработки нашим мозгом этих сигналов в сочетании с сигналами из соседних областей поля зрения, нашими воспоминаниями о сходных ситуациях, имевших место в прошлом опыте" (Тонквист, 1993, с.7).

Процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом. Согласно традиционному подходу, свет представляет собой сложную смесь предпосылок для восприятия цветных лучей. Пока свет от источника или отражающей поверхности не достиг рецепторов цветового зрения сетчатки (колбочки), считается, что цвета нет. Колбочки избирательно чувствительны к синей, зеленой и желто-красной частям спектра. Кроме этого существует "палочковая" система рецепторов, совместно с колбочками реагирующая на освещенность и обеспечивающая сумеречное зрение.

Процесс возникновения цветовых ощущений принято разделять на несколько уровней. На уровне рецепторов сетчатки механизм цветоразличения хорошо описывается в известной "трехкомпонентной теории" Юнга-Гельмгольца. Последняя объясняет необходимость и достаточность триады основных цветов (красного, зеленого и синего) для получения цветов видимого спектра путем аддитивного смешения (Педхем, Сондерс, 1978). На этом основана технология получения цвета в кинескопе. Трихроматическая теория оказалась полезной в качестве основы для различных процессов воспроизведения цвета и была развита с помощью законов Гроссмана в метод колориметрии МКО (CIE - в английской транскрипции).

От "первичных детекторов" сетчатки возбуждение передается далее на группу "градуальных нейронов", составляющих второй детекторный уровень (Соколов, Измайлов Ч.А., 1984; Измайлов, Соколов, Черноризов, 1989). В настоящее время считается, что существует три вида детекторов этого уровня: красно-зеленый, сине-желтый и черно-белый (яркостной) (Педхем, Сондерс, 1978), хотя существует обоснованное мнение, что их должно быть не менее четырех (Соколов, Измайлов Ч.А., 1984; Измайлов, Соколов, Черноризов, 1989). Это связано с выявлением в структуре процесса цветоразличения не только анализатора яркости, но и так называемого "униполярного темнового механизма", т.е. анализатора "белизны", что соответствует ощущению насыщенности цветового тона. Как бы то ни было, на этом уровне характер обработки цветового раздражения хорошо укладывается в "теорию оппонентности" Эвальда Геринга. Эта теория основывается на существовании уже не трех, а четырех основных цветов: красного, зеленого, желтого и синего, остающихся неизменными по цветовому тону при различных стимульных условиях и субъективно выделяемых большинством людей в качестве главных элементов цветовой гаммы. На основании первой части теории Геринга была разработана современная Натуральная цветовая система (NCS) (Тонквист, 1993) .

Дальнейшая обработка информации в цветовом анализаторе предполагает процесс сличения раздражителя с "узкополосным эталоном" (см. обзор: Демидов, 1987), позволяющий идентифицировать мелкие цветовые поля на фоне крупных. Существует также гипотеза о дублировании всего множества селективных детекторов цвета нейронами образной памяти (Соколов, Вартанов,1987). 

Пройдя весь сложный путь от глаза до зон цветового анализатора в коре, электромагнитные колебания бесцветного света "превращаются" в то, что мы воспринимаем как Цвет. Этот путь в настоящее время может быть представлен как последовательная "сортировка" количественных данных (частот спектра) на некие все более дробные "качества" в форме специфических реакций полей детекторов или ансамблей нейронов. 

Комментарий. Таким образом, данные классических и современных исследований позволяют мыслить Цвет не только в форме электромагнитных колебаний, но и в терминах спайковой (т.е. в конечном итоге тоже электромагнитной) активности строго определенных нейронных структур мозга. До сего дня не решена проблема преодоления границы между физическими закономерностями, организующими работу физического аппарата восприятия, и возникновением психического феномена: "Ни теория Юнга-Гельмгольца, ни теория Геринга не могут полностью объяснить, как сигналы преобразуются в мысленный образ объекта" (Тонквист, 1983). Этот подход глубоко и безнадежно ущербен, поскольку погряз в так называемой "психофизиологической проблеме". Суть ее в том, что при данном способе рассуждений как раз и возникает непроходимая стена между ощущением и образом. Дальше - больше. За психо-физиологической проблемой стоит проблема психо-физическая. Она - камень преткновения всех концепций, изолированно изучающий душу и тело, человека и мир. Это - тупик из тупиков любого негуманистического подхода к Человеку и Природе.

                  Литература для самостоятельного изучения:
Демидов В. Как мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1987. 138 с.
Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М.: МГУ,1989. 195 с.
Пэдхем Ч., Сондерс Ж. Восприятие Света и Цвета. М.: Мир, 1978. 255 с.
Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А. Митькин, Н.Н. Корж. М.: Наука, 1993. С. 5-53.

На начало страницы 


 

на сайте на Народ.Ру на Яндексе


На главную | Архив | Автор

Hosted by uCoz