На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

Глава 6. Семантическая структура цветового образа

Проделанное исследование позволяет сформулировать психологическое определение Цвета.

Цвет, как совокупность оттенков, представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, независимой от предметной, причем такой системой, которая способна осуществлять комплексное изменение функционального состояния индивида, минуя сознание, а также точно сигнализировать об этом изменении. 

Совершенно бесспорной является закономерная категоризация цветового образа на уровне коннотативных значений. Но Цвету присущи и более дифференцированные значения предметного уровня. В восприятии Цвета можно наблюдать развертывание образа по уровням, описанным В.Ф.Петренко (1983), причем эмоциональный компонент, закономерно соотнесенный со словесным значением (названием эмоции, состоянием или идеей), правомерно рассматривать в качестве аналога предметного содержания цветового образа. Цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение субъекта к значимому другому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения.

В основе восприятия цвета лежат прасемантические[1] структуры, задействованные уже на самых ранних этапах презентации объекта сознанию. В настоящее время можно предполагать, что структуры эти обусловлены биологически. Цвета категоризованы на уровне физиологических реакций организма, поэтому существующие на уровне глубинной семантики взаимосвязи не могут являться случайными, условно-рефлекторными или произвольно-конвенциональными. Факты заставляют признать, по крайней мере на этом глубинном уровне, единство “натурального значения” (празначения) цвета и физиологической реакции организма на его воздействие. Но, надо думать, это отчасти справедливо и для уровня более дифференцированных переживаний, представленности сознанию дифференцированных эмоциональных состояний (“удивление”, “любовь”, “ненависть”, “восхищение” и т.п.).

То, что перцептивно (зрению) представлено как цвет, в переживании представлено как эмоция, и наоборот. Этот факт издавна известен художникам, которые говорят о цветах, “как о носителях определенного характера, настроения, чувств” (Мелик-Пашаев, 1982. С. 15; см. также: Поляков, 1988; Norman, Scott, 1952). То есть то, что в сознании человека присутствует как эмоциональное отношение, характеристика, настроение, на картине представлено как цветовая гамма, колорит. В наших исследованиях этот эффект проявился в перцептивном приписывании цвета образу и в эффектах цветовой гетеро- и самоатрибуции. Исходя из этого, возможно обозначить Цвет как психоидный, или квазипсихический [2], феномен в окружающей человека действительности. Этим признается определенная двойственность цветов. Во-первых, они существуют и как представления, и как перцептивные образы, сохраняя, тем не менее, свою психологическую эффективность. Во-вторых, этим признается, что во внешнем по отношению к человеку мире то, что субъективно переживается как эмоция, существует в форме цветов. Или, что то же самое, в форме колорита человеку дано видеть эмоции. Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны.

На неосознаваемом уровне цвет есть символ своего воздействия на человека. Эти феномены зафиксированы как в устойчивых речевых оборотах, так и в многочисленных экспериментальных фактах реконструкции цвето-эмоциональных семантических пространств. В ходе культурно-исторического развития человек научился использовать это свойство цветов  в качестве внешнего (и внутреннего) орудия произвольной регуляции своего физиологического и психологического состояния.

С другой стороны, психологическое состояние закономерно модифицирует колорит воспринимаемого образа (колорит картины мира). С некоторой долей условности можно сказать, что в феномене перцептивного приписывания колорит воспринимаемого образа отражает эмоциональное состояние субъекта как свое специфическое предметное содержание, а в феномене цветовой атрибуции предметным содержанием цветового портрета является эмоциональное отношение к оцениваемому. В обоих случаях цветовой образ (колорит) является аналогом высказывания, т.е. допускает закономерную “проекцию” содержания в категориальную систему развитых форм значений, в том числе вербальных.

Мы подходим к психологической структуре цветового значения как перцептивно-эмоционального морфизма (Шмелев, 1983). Когда о цвете говорится в развиваемом здесь семантическом и семиотическом смысле, то необходимо различать, как это существует в филологии, внешнюю и внутреннюю форму высказывания как два аспекта (означаемое и означающее), слитых в моменте семиотического целого. Семиотический аспект цвета (означающее) представлен “перцептивным” цветом, т.е. тем, который мы видим (представляем) и изучаем в рамках теории цветоразличения. Собственно говоря, это есть “цвет” в общеупотребительном смысле слова. По сути же он является только верхушкой целого айсберга (т.е. внутренней формы, или означаемого), в качестве которого выступает, в частности, упомянутая “идея жизненных отношений субъекта”.

Таким образом, семантическая  модель цвета может быть представлена в двух аспектах.

Первый состоит в рассмотрении Цвета как феномена символической сигнификации. Это аспект семиотический (знаковый), раскрывающий механизм этой сигнификации[3].

Нетрудно видеть, что единый феномен Цвета внутри себя “распадается” на Перцептивный цвет и Психический цвет. Перцептивный цвет (“перцепт”) - это то, что обладает характеристиками светлоты, насыщенности и цветового тона (то, что мы обычно и называем “цветом”). Перцептивный цвет, в свою очередь, распадается на Физический цвет (т.е. тот, который мы воспринимаем в форме внешнего воздействия) и Цвет-представление, т.е. цвета, которые мы воспроизводим в воображении и видим в сновидениях (воспринимаем во внутреннем плане сознания). “Психическим” цветом мы условно называем цвет, порождаемый эмоциональным состоянием, хотя это тот же цвет-представление, но существующий также и в амодальной форме (коннотативно-эмоциональные признаки, перцептивно-эмоциональные эталоны). Отношение между физическим цветом и цветом-представлением определяется как изоморфное, что следует из экспериментов по многомерному шкалированию и цветовой атрибуции: оба они имеют отношение к оппонентности цветового анализатора. Соотношение между перцептивным и психическим Цветом (внешней и внутренней формой цвета) также являются изоморфными, что снова следует из того, что структура цветового анализатора определяет не только различение цветов-представлений, но и различение эмоциональных состояний. Поскольку, надо полагать, структура цветового анализатора фиксирована анатомически, столь же глубоко укоренена и структура потенциальных семантических признаков цвета. Таким образом, все указанные аспекты Цвета связаны между собой изоморфными соотношениями, определяемыми анатомической и физиологической структурой цветового анализатора. В семиотическом плане такая связь квалифицируется как неконвенционально-символическая. Для наглядности изобразим это на Рисунке 6.1.

Рисунок 6.1. Изоморфные соотношения различных аспектов Цвета.

 

Второй аспект рассмотрения концентрируется на семантике цвета. Психический аспект Цвета адресуется не перцепции, а переживанию. И раскрывается этот цвет в релевантных переживанию формах: эмоциях, чувствах, настроениях, а также, согласно В.Кандинскому (о чем догадываются все художники), в форме пронизанных эмоциями идей: тепла, холода, удаления, приближения, движения, покоя и т.п.

Заметим, что термин “переживание” следует понимать здесь как в пассивном, так и в активном залоге. С одной стороны, переживание некоего состояния индуцируется цветом. Это признак натуральной психической функции (Л.С.Выготский) – непроизвольность реагирования на ключевой раздражитель. С другой стороны – “переживание” как встречная активность – это главный путь к познанию самой семантической структуры цвета – “наблюдение на почве чувства” (Р.Штейнер). И.В.Гёте говорил: “Цвет есть закономерная природа в отношении к чувству зрения”, а В.Кандинский размышлял о “психической силе краски, рождающей вибрацию души”. В этом смысле:

осознанное переживание правомерно рассматривать как функциональный психический орган восприятия эмоциональных значений цветов.

Наиболее детально второй аспект семантической модели цвета разработан в теории М.Люшера (1993; 1996) и представлен в интерпретации его цветового теста. Сходные, но менее подробные, модели представлены в публикациях его последователей (Собчик, 1990; 1997; Т.Н.Бояршинова). Все авторы, и в первую очередь сам М.Люшер, исходят из существования иерархизированной семантической структуры цвета. Нижний “этаж” представлен физиологическими реакциями, затем идут характеристики эмоционального состояния и эмоции; верхние уровни представлены потребностями, основными установками и жизненным стилем личности. В этой системе по сути цвета играют ту же роль, что и в традиционной цветовой символизации (Тернер, 1983): они являются неконвенциональными естественными символами обобщенных категорий действительности, изоморфно соответствуя различным ее аспектам. Цвет несет в себе те или иные качества, совпадающие с символизируемыми им свойствами вещей в контексте субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, либо воспроизводит эти свойства по ассоциативным цепям. Это качество цветов в процессе психодиагностики и делает возможным использовать их как символы предметов потребностей.

Конкретный цвет может быть рассмотрен как символ всех объектов реальности, обладающих присущими данному цвету характеристиками и значимостями в отношении к человеку. Цвет предстает тогда как символ и носитель общей идеи неких жизненных отношений. “Цветность”, будучи задействована определенным образом независимо от “предметности”, несет в себе не эту предметность, а некое эмоциональное начало, которое в определенных этнокультурных ситуациях соотносимо с жизненно важными признаками широкого круга предметов, актуализирующихся в субъект-объектных отношениях. Эти положения совпадают с культурно-исторической практикой использования цвета как регулятора социального и ритуального поведения, продолжая теоретическую линию, намеченную Гёте (1920).

Символическое действие цвета сравнимо с механизмом функционирования аффективного комплекса. Конкретный цвет адресно обращен ко всей чувственной “вертикали” от неосознаваемых физиологических регуляторных механизмов вплоть до области предметных чувств, актуализируя и все неэмоциональные ассоциации, связанные с этим состоянием у данного человека. Отличие от юнгианской модели аффективного комплекса в том, что главная роль в этом процессе принадлежит не ассоциациям по смежности или сходству, а механизму синестезий: семантической взаимотрансляции содержания различных модальностей, что определяет возможность порождения новых смыслов в соответствии с новыми контекстами. В сочетании с тонкой нюансированностью эмоциональных реакций это определяет колоссальную символическую потенциальность цвета.

Психический цвет (т.е. весь спектр физиологических, эмоциональных и интеллектуальных “реакций” на цвет) может быть представлен как семантическая структура цветового образа. В соответствии с традицией, эта структура представляется в виде слоев, или планов, образованных разного рода значениями. Значения на каждом уровне различаются по признакам дифференцированности, осознанности, вербальной опосредованности и семантической константности, определяемой как межкультурная, межиндивидуальная и временная стабильность семантической структуры определенного оттенка цвета. Уровни располагаются от “семантического ядра”, где они наименее осознаны, дифференцированны и наиболее константны, к периферии. Кроме естественных контекстов, значения в каждом слое различаются по признаку “семантической константности”, определяемой нами как межкультурная, межиндивидуальная и временная стабильность семантической структуры определенного оттенка цвета.

Слои располагаются по степени семантической константности от “семантического ядра” к периферии:

  1. Физиологическая реакция на цвет. Цвета различаются на уровне “организма”, который и задает свой контекст интерпретации: специфические колебания гомеостаза, потребностные состояния витального характера, скорость протекания обменных процессов, тонус мускулатуры: возбуждение-успокоение, напряжение-расслабление и т.п. Интерпретация цвета в этом случае фактически совпадает с модификацией состояния организма, формирующего (а) высоту абсолютных и разностных порогов цветоразличения и (б) эмоциональную реакцию симпатии-антипатии к воздействующему цвету [4] и, отчасти, коннотативные категории “Активность” и “Оценка”.

  2. Коннотативное значение цвета. Оно представлено тремя осгудовскими факторами “Оценка” – “Сила” – “Активность”. Это низкодифференцированная форма, представляющая в сознании гомеостатические изменения организма и биологически небезразличные характеристики средовых воздействий. Например, эти факторы способствуют эмоциональной индикации воздействий типа “приятный - неприятный”, “полезный - вредный - опасный”, “активный - нейтральный - инертный” и т.п. Как показали сравнительные исследования Ч. Осгуда, на этом уровне могут наблюдаться незначительные индивидуальные и межкультурные различия. Фактор “Активность” положительно связан с местом цвета в спектре (максимум в красной области), с насыщенностью цвета; бесспорным является факт положительной связи, близкой к линейной, фактора “Активность” с параметром светлоты цветового тона. Фактор “Сила” положительно связан с насыщенностью цветового тона и отрицательно – с его светло-темной составляющей (с потемнением тона). Фактор “Оценка” является наименее стабильным и по-разному соотносится с ахроматической и хроматической составляющими цвета. На ахроматической шкале положительный полюс оценки однозначно связан со светлотой. На хроматической, как правило, – с цветами, вызывающими успокоение и расслабление, т.е. лежащими в холодной части спектра. Указанная связь не абсолютна, т.к. уже на этом уровне ощущается влияние субъектного либо объектного контекста употребления цветов. Это определяет колебания семантической константности значений этого уровня.

  3. Эмоциональные значения. Это предметный уровень значения цвета, доступный вербализации. Здесь допустимо выделять три подуровня:

аподуровень эмоциональных состояний: покой, возбуждение, напряжение, удовлетворение, эйфория, депрессия и т.п. Они менее дифференцированы и тесно соотносятся с контекстом организма и коннотативными значениями. Семантика этого уровня экспериментально выявляется ассоциациями цветов и человеческих настроений. В этом контексте симпатию вызывают теплые цвета (фактор “Теплота”). Подуровень связан с субъектным (прагматическим) контекстом.

бподуровень предметных чувств: любовь, восхищение, отвращение, сострадание, любопытство, удивление и т.п. Категориальное пространство этих чувств имеет три или более размерности, причем две из них: “Оценка” и “Активность” (активация) – сходны с осгудовскими, а ось “Сила” заменяется “Усилием – силой” и “Спокойствием – силой” (Wright, Rainwater, 1962). Ось “Оценка” может быть представлена такими факторами, как “Элегантность” (Wright, Rainwater, 1962), “Эстетическая оценка” (Сафуанова, 1993), “Когнитивный компонент эмоции” (Измайлов, Волков, 1983) и т.д. Активирующее влияние здесь так же, как и на предыдущем (коннотативном) уровне, связано с насыщенностью и красным краем спектра. Аконстантность на этом уровне определяется зависимостью интерпретации значения от употребления цвета в субъектном или объектном контексте (это и есть ось “когнитивный компонент эмоции”). Это наблюдалось в исследовании Birren (1961), Adams, Osgood (1973), Сафуановой (1993)  и многих других. Два эти контекста определяются субъектно-объектными отношениями и тесно связаны с симпатией-антипатией по отношению к цвету: сине-зеленая часть спектра вызывает положительные эмоции (интеллектуальные и эстетические), если атрибутируется внешним либо абстрактным и идеальным объектам; в противоположном случае (собственное настроение, окраска своего тела, предметы потребления) эти цвета вызывают отрицательные эмоции и ассоциации с депрессией и болезнью. Теплая область спектра не дает подобных полюсных оценок, но больше гармонирует с “организмическими” состояниями аппетитности, полноты жизни, тепла, сытости и здоровья, апеллирующими к проприо-, висцерорецепции и контактным рецепторам (субъектный контекст).

вподуровень индуцируемых цветами идей: “удаление”, “приближение”, “тепло”, “холод”, “сияние”, “движение”, “энергия”, “покой”, “равновесие” и т.д. Если подуровень “а” определяется субъектным контекстом (интерпретацией цвета, как бы существующего внутри респондента как его состояние), этот подуровень определяется объектной (эстетической) установкой: качества воспринимаются как присущие самому цвету и составляющие его “идейное содержание” или “волеизъявление”. Семантика этого подуровня выявляется путем медитативного сосредоточения на реальном или представляемом цвете и требует отношения к цвету, как к реально существующему во внешнем мире объекту. Положительная оценка цвета на этом подуровне сдвинута в сторону холодной части спектра.

  1. Внешне-ассоциативные значения цвета. Слово “внешне-” указывает, что эти ассоциации не определяются глубинным ядром значения цвета, а формируются привычными естественными сочетаниями цветов с предметами либо определяются культурными стереотипами. Этот план также имеет два подуровня:

аподуровень естественных сочетаний, например: белый – снег, красный – огонь, синий – небо. Его семантическая аконстантность определяется двумя факторами: 1) количеством объектов, естественным образом сочетающихся с цветом (например, синий может быть связан еще и с морем, рекой, васильком, глазами и т.д.) и 2) частотой встречаемости этой связи. Определение такого рода значений – задача лингвиста, а не психолога.

бподуровень культурных конвенций, на котором цвета имеют конвенциональные значения: цвета флагов, одежды и т.д. Их константность определяется близостью традиции цветоупотребления к архетипическим корням, например к красно-бело-черной символизации, сроком существования данной конвенции в данном обществе и сходством в ее понимании между представителями различных культур. Здесь, скорее, можно говорить о большей или меньшей конвергенции явно декларируемого смысла символа, окрашенного в данный цвет, и архетипической подоплеки его окраски. Изучение этого вопроса сопряжено с большими трудностями, а результаты всегда дискуссионны. Изучение этого уровня – задача этнографов.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте психологическое определение Цвета.

2. В каком отношении стоят эмоции и Цвет?

3. В чем состоит семиотический аспект семантической модели цветового значения?

4. Какое свойство Цвета делает возможным использование его в процессе психодиагностики?

5. Что отражает цвет как символ?

6. Из каких уровней складывается семантическая структура цвета?

7. Чем отличаются значения цветов на каждом из уровней?

Литература для самостоятельного изучения:

Магия цвета. Харьков: АО “Сфера”, 1996. 431 с.

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Институт прикладной психологии, 1997.

Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, СамГПУ, 1996. 218 с.

[1] Термин предложен В.В.Петуховым в качестве замены термина “натуральное значение цвета”.

[2]  Термины “психоидный” и “квазипсихический” использовались К.Г.Юнгом для обозначения архетипов коллективного бессознательного (см.: Jung, 1963; Сэмьюэлз, Шортер, Плот, 1994). Этим он стремился обозначить маргинальное положение архетипов в человеческой душевной организации, поскольку, с одной стороны, они выражают инстинктивную сторону индивидуума как биологического существа, а с другой – являются психическими образованиями.

[3] Принятое в пособие различие терминов семиотический и  семантический подробно оговорено в параграфе 1.2.

[4]  Как свидетельствуют результаты наших исследований (параграф 2.2.4), отвержение-предпочтение цветов в неменьшей степени определяется состоянием Я-концепции, что оставляет открытым вопрос о семантическом ядре цветового значения.

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz