Образовательный ресурс профессора Петра Всеволодовича Яньшина |
Психология и психосемантика ЦВЕТА Психология Психосемантика Цвета Психосемантика |
|
|
Часто задаваемые вопросы по психологии Цвета |
|
Список моих научных трудов по Цвету FAQ
|
На этой странице помещены тезисы и определения, защищенные в докторской диссертации автора на заседании диссертационного совета Д 501.001.14 в Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова 7-го июня 2001 г. Ведущая организация: Институт психологии Российской академии наук.(Текст доклада) Последнее обновление страницы 14.08.09 Психосемантика ЦветаПсихосемантика Цвета имеет много аспектов (См рисунок). Психология - это наука о душе. Семантика - наука о значениях. В русском языке слово "цвет" имеет двоякий смысл: (1) совокупность всех видимых оттенков и (2) конкретный оттенок. Если совместить термины "психология", "семантика" и "Цвет", то получится наука, изучающая душевное значение отдельных оттенков цвета и Цвета как целого. Основная проблема психосемантики Цвета распадается на два тесно связанных теоретических аспекта: (1) вопрос о роли восприятия Цвета для человека (онтология и прагматика) и (2) исследование структуры конкретных цветовых значений (семантика и семиотика Цвета). В качестве синонимов к психосемантике Цвета можно указать на сциентонимы "Психология цвета", "Цветопсихология". Отправным в психосемантике Цвета, в моем понимании, является тезис о существовании у цветов естественных (натуральных) значений, природа которых представляется во многом загадочной, а источники находятся вне культурно-исторического поля. Это онтологическое допущение - первое из двух. Мысль о существовании особых значений цветов не принадлежит психологам. В той или иной форме эта мысль встречается в древне-индийских, алхимических, мистических, религиозных текстах; она воплощена в ритуальной практике всех религий и связанном с ней прикладном искусстве (иконы, орнамент, символическое письмо); проявилась в многочисленных схемах цветового символизма в практике традиционной восточной медицины, магии, астрологии и т.п. Начало научной рефлексии феномена цветового значения Нового времени можно отнести к трактату Гёте о Цвете и в его тезисе о "чувственно-нравственном действии цвета". Это утверждение противоречит мнению физиков и природе Цвета. Если цвета наделены значениями, т.е. несут некое психологическое содержание, их изучение требует выхода за пределы строго механистического каузального подхода, сформулированного в классической физике (И.Ньютон и его последователи). Главная методологическая предпосылка развиваемого мной подхода состоит в том, что наличие и специфика цветовой семантики отражает бытие человека в мире, контакт субъекта с миром, и обеспечивает адекватное отражение объективной реальности на различных уровнях репрезентации субъекту образа этой реальности. Но в настоящее время Цвет принято рассматривать не как свойство вещей, а как субъективное ощущение. Это требует ввести второе онтологическое допущение – о существовании Цвета не только в форме субъективных ощущений и образов, но и как объективного аспекта реальности, предметного свойства объектов. В психосемантике цвета Цвет последовательно рассматривается как один из атрибутов объективной действительности (Гегель, 1977; Гёте, 1920; Schechtel, 1943; Рубинштейн, 1973, Свасьян, 1983), несводимый к характеристикам субъективного ощущения. Вместе с тем Цвет рассматривается не в аспекте закономерностей цветоразличения, как это принято в психофизиологии или колориметрии (Стивенс, 1960; Ивенс, 1964; Пэдхем, Сондерс, 1978; Соколов, Измайлов, 1984; Шашлов, 1986 и др.), а в аспекте доступности его интерпретации, в его соотнесенности с неперцептивными категориями, такими как физиологические реакции, эмоции, чувства, идеи, установки, морально-этические категории, т.е. так, как он столетиями рассматривался художниками. Цвет является естественным знаком, или символом, поскольку обозначаемое и обозначающее в нем неразрывно слиты, что не противоречит возможности его интерпретации. К подобной семиотической ситуации всецело приложим тезис академика В.Ф. Петренко: образ является "перцептивным высказыванием" о мире (Петренко, 1976). Главная особенность подобного рода знаков - слитность плана выражения (формы) и плана содержания. Последняя особенность характерна для образа, "эйдоса", в терминологии А.Ф.Лосева (Лосев, 1990). В отличие о дискурсивного понятия, для которого обратно соотношение между объемом (множеством объектов, подпадающих под категорию) и содержанием (структурой классифицирующих признаков категории), для эйдоса оно прямое: объем и содержание слиты в одно "смысловое изваяние". Это значит, что "элементами" объема цветового значения являются "элементы" его содержания. Следовательно, категориальные структуры, классифицирующие цвета, сами же и являются "означаемым" цветового образа. Другими словами, весь спектр реакций на цвет: физиологических, эмоциональных, поведенческих, интеллектуальных и т.п., при условии их константности, и представляет собой искомое содержание цветового значения. Следовательно, под естественным значением цветов следует понимать любую феноменологию, связанную с восприятием, воздействием или использованием цветов при условии ее (феноменологии) устойчивости. Таким образом, можно сформулировать следующее, пока еще предварительное, утверждение: существует психологическая (семантическая) структура цветового образа, сформированная различными типами значений, категориальными структурами, "классифицирующими" цвета на разных уровнях их взаимодействия с целостным субъектом, и устойчивыми правилами трансляции этой классификации в категориальные структуры развитых систем значений, в том числе словесных. Выяснить количество этих уровней, их особенности и правила порождения - специальная задача психосемантики цвета. Как и когда возникли цветовые значения? Это - загадка "за семью печатями". Мы исходим из того, что значения Цвета не изобретены людьми. Они не столько создаются, сколько "преломляются", проявляются, "интерпретируются" общественно-исторической практикой. Это может означать следующее: рассматриваемый как семантический феномен, Цвет предполагает некую специфическую категориальную систему (в отличие от тех, которые изобретены человеком) и, следовательно, некий специфический тип значения, ее образующий, и особые "правила порождения". Этот тип значений имеет докультурные (общечеловеческие, возможно - биологические, объективные) корни. Уже поэтому он отличен от предметных значений, тесно связанных с речью. Один важный признак этой семантической системы - это целостный организм. Второй - несколько расплывчато определяется как "эмоциональность" в самом широком смысле этого слова. Третий - "органичность" или экологичность: цветовое значение должно представлять некие важные признаки естественных (природогенных) объектов или условий жизнедеятельности. Четвертый признак - "вплетенность" этого значения в чувственную ткань психического образа, т.е. непосредственная данность субъекту. Еще одно кардинальное отличие от предметной парадигмы значений состоит в том, что если предметные значения опосредствуют человеческую деятельность, преобразующую внешнюю ("объективную") реальность, то Цвет сам воздействует на человека и в этом смысле может быть рассмотрен в качестве субъекта, обладающего чем-то напоминающим волю. Цвета сами являются естественным средством классификации объектов, явлений и событий. Это, в частности, выразилось в символической функции цветов, существующей с древности и до наших дней (Тернер, 1983). Таким образом, обращаясь к исследованию цветового значения, мы обращаемся к феноменологии, остававшейся на периферии предметного поля отечественной психологии, разрабатывавшей главным образом проблемы предметного значения, моделью которого со времен исследований Л.С. Выготского служило словесное значение. Это определяет и стратегию построения исследования цветовой семантики: объектом изучения психосемантики цвета выступают устойчивые семантические проекции цвета в различные категориальные контексты. В импрессивном аспекте в качестве таковых выступают следующие феномены:
Экспрессивный аспект - использование цветов как средств выражения отношения и самоотношения, т.е. как отображения, "визуализации", эмоций в сознании. Отдельным аспектом анализа является исследование закономерностей предпочтения цветов в зависимости от психичесого состояния и психологических особенностей человека - как одного из кардинальных феноменов взаимодействия человека с Цветом. Теоретическая гипотеза экспериментальной психосемантики Цвета состоит в том, что между цветовым ощущением и эмоциональным тоном существуют "двусторонние" взаимосвязи, то есть между ними возможны не только взаимный перевод содержания, определяющийся как "трансляция" (Артемьева, 1980), но и взаимопорождения (трансформации). Феноменологически это должно соответствовать порождению цветов из соответствующих эмоций, либо специфической окраске, изменению колорита образа при переживании определенного состояния (или иначе, - соответствию колорита образа "окраске" переживания). Предполагается, что синестезия, или эмоционально-перцептивные универсалии (Е.Ю.Артемьева), эмоционально-перцептивные эталоны (Корж, Ребеко, Сафуанова) опосредствуют трансляцию цветового значения в контексты различных перцептивных модальностей. Они же опосредствуют проекцию цветового значения в плоскости развитых вербальных категориальных структур, что и определяет "вертикальную" структуру цветового значения. |
|
||||||||||||||
На главную | Архив | Автор