На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

Опубликовано: Универсальный метод изучения школьной адаптации // Методы психологии. Ежегодник российского психологического общества. Ростов-на-дону, 1997. Т.3. Вып.1. С. 297-299.

                    ЯНЬШИН П.В. (СамГПУ, г.Самара)

 

    УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

 

     В настоящее время внимание разработчиков обучающих программ  сосредоточено на организации технологий обучения и усвоения знаний,  хотя авторы,  как правило,  эксплуатируют тезис о гуманизации  образования.

Этот  тезис  декларативен,  пока концепция образования не имеет четких критериев контроля эмоциональной конфортности для учеников  обстановки усвоения знаний.

     Цвето-социометрический (ЦСМ) тест основан на естественной способности ребенка соотносить эмоциональные обертоны восприятия с образцами восьмицветового  теста  М.Люшера,  и  является  логическим завершением

идеи, заложенной А.Эткиндом в его "Цветовой тест  отношений"  (Эткинд,1987). В основе процедуры измерения лежит методический прием косвенного семантического шкалирования посредством  взаимной  цветовой  оценки

учеников,  причем  учитель тоже выступает как субъект и объект эмоциональной оценки.

     Цветовые оценки преобразуются в равностороннюю  матрицу  ранговых оценок (от 1 до 8 балла в клетке),  характеризующую имплицитную структуру эмоциональных предпочтений учениками и учителем друг друга. Сред-

ние для каждого ученика по столбцам и строкам этой матрицы дают представление о статусе  по  предпочтению  (привлекательность  ученика  для класса) и привлекательности класса для данного ученика. Диагональ мат-

рицы - данные самооценки. Корреляционный анализ взаимных оценок с последующей кластеризацией предоставляет характеристики эмоциональной референтности, эмоциональной "включенности" в группу,  конформности  или

эмоциональной отгороженности", а также общей согласованности оценок. В сочетании с богатыми диагностическими возможностями теста Люшера  ЦСМ позволяет  получить  полноценную  картину эмоционального климата

класса и изучать влияние на нее личностных  и  стилевых  характеристик учителя.  Достаточно  легко  определяются "группировки" и дети,  плохо адаптированные в учебный коллектив.  Если с  классом  работает  группа

учителей,  мы  имеем  характеристики их слаженности и широкий перечень рейтинговых показателей,  сопоставимых с таковыми у учеников. По отношению к учителям,  классу, школе и отдельным предметам можно точно оп-

ределить отношение детей к учебному процессу.

     Уникальным качеством  метода является нечувствительность к различиям в возрасте, что позволяет получать полностью сравнимые результаты на разных возрастных группах,  начиная со старших групп детского сада.

Тест также нечувствителен к ретестированию, а методический прием защищает результаты от фальсификации.

     Проведенные к настоящему моменту исследования валидности ЦСМ выявили высокую корреляцию рейтинга эмоционального предпочтения с  социометрическим статусом,  а  также значимые различия между обследованными

классами по ряду параметров эмоционального благополучия: суммарной самооценке, эмоциональной   напряженности,  гомогенности  эмоционального предпочтения, геторооценке,  что позволяет использовать тест для мониторинга. В качестве исследовательского инструмента ЦСМ  позволил  выявить характерную динамику этих параметров.  Например,  рост самооценки учеников от первого к третьему классу, что соотносится с одновременным уменьшением эмоциональной напряженности, и резкое падением и рост напряженности в  пятом классе.  Получены также интересные данные по взаимовлиянию ряда личностных характеристик учителя и эмоционального  состояния класса,  а также выделен особый коммуникативный параметр: "эмоциональная чуткость" учителя,  коррелирующий с такими параметрами, как конформность  пребывания в классе (по экспертной оценке завуча) и суммарной эмоциональной дисгармоничностью класса.  Удалось выделить "фактор неблагополучия"  класса,  включающий низкую гетерооценку,  потребность в отдыхе,  внутреннюю напряженность,  нечуткость друг к другу  и высокую дисперсию  взаимооценок.  Получены обнадеживающие данные по интерпретации объективных и субъективных коррелятов "цветового портрета" отдельного ученика.

     В целом ЦСМ предоставляет в распоряжение психолога и учителя около двадцати  параметров  эмоционального  состояния класса и контакта с учителем.

 Литература:

Эткинд А.  Цветовой  тест отношений // Общая психодиагностика:  Основы

психодиагностики,  немедицинской психотерапии и психологического  кон-

сультирования / Ред.: А.А.Бодалев, В.В.Столин. М.,1987. С.221-227.

Rambler's Top100
Hosted by uCoz