На главную | Архив | Индекс монографии | Автор Психология и психосемантика цвета
|
Опубликовано: Универсальный метод изучения школьной
адаптации // Методы психологии. Ежегодник российского психологического
общества. Ростов-на-дону, 1997. Т.3. Вып.1. С. 297-299.
ЯНЬШИН П.В.
(СамГПУ, г.Самара)
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ
МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ
ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
В настоящее
время внимание разработчиков обучающих программ сосредоточено на организации технологий обучения и усвоения
знаний, хотя
авторы, как
правило, эксплуатируют тезис о
гуманизации образования. Этот тезис декларативен, пока концепция образования не имеет четких
критериев контроля эмоциональной конфортности для
учеников обстановки
усвоения знаний.
Цвето-социометрический (ЦСМ) тест основан на естественной способности ребенка соотносить эмоциональные обертоны восприятия с
образцами восьмицветового
теста М.Люшера, и
является логическим завершением идеи, заложенной А.Эткиндом в его "Цветовой тест отношений" (Эткинд,1987). В основе процедуры измерения лежит методический прием
косвенного семантического шкалирования посредством взаимной
цветовой оценки учеников,
причем учитель тоже выступает
как субъект и объект эмоциональной оценки. Цветовые оценки
преобразуются в равностороннюю
матрицу ранговых
оценок (от 1 до 8 балла в клетке), характеризующую имплицитную структуру эмоциональных предпочтений учениками и учителем друг
друга. Сред- ние для каждого ученика по столбцам и строкам этой матрицы
дают представление о статусе по предпочтению (привлекательность
ученика для
класса) и привлекательности класса для данного ученика.
Диагональ мат- рицы - данные самооценки. Корреляционный анализ взаимных
оценок с последующей кластеризацией предоставляет характеристики
эмоциональной референтности, эмоциональной "включенности" в
группу, конформности или эмоциональной отгороженности", а также общей
согласованности оценок. В
сочетании с богатыми диагностическими возможностями теста
Люшера ЦСМ позволяет получить
полноценную картину
эмоционального климата класса и изучать влияние на нее личностных и
стилевых характеристик
учителя.
Достаточно легко определяются "группировки" и
дети, плохо
адаптированные в учебный коллектив. Если с
классом работает группа учителей, мы имеем
характеристики их слаженности и широкий перечень
рейтинговых показателей,
сопоставимых с таковыми у учеников. По отношению к учителям,
классу, школе и отдельным предметам можно точно оп- ределить отношение детей к учебному процессу. Уникальным
качеством метода является
нечувствительность к различиям в возрасте, что позволяет получать полностью сравнимые
результаты на разных возрастных группах, начиная со старших групп детского сада. Тест также нечувствителен к ретестированию, а методический
прием защищает результаты от фальсификации. Проведенные к
настоящему моменту исследования валидности ЦСМ выявили высокую корреляцию рейтинга эмоционального предпочтения
с социометрическим статусом,
а также значимые различия между
обследованными классами по ряду параметров эмоционального благополучия:
суммарной самооценке, эмоциональной
напряженности, гомогенности эмоционального
предпочтения, геторооценке,
что позволяет использовать тест для мониторинга. В качестве исследовательского инструмента ЦСМ позволил
выявить характерную динамику этих параметров. Например,
рост самооценки учеников от первого к третьему классу, что соотносится с
одновременным уменьшением эмоциональной напряженности, и резкое падением и
рост напряженности в пятом
классе. Получены также интересные
данные по взаимовлиянию ряда личностных характеристик учителя и
эмоционального состояния класса, а
также выделен особый коммуникативный параметр: "эмоциональная чуткость" учителя, коррелирующий с такими параметрами, как
конформность
пребывания в классе (по экспертной оценке завуча) и суммарной эмоциональной дисгармоничностью класса. Удалось выделить "фактор неблагополучия"
класса, включающий низкую
гетерооценку, потребность в отдыхе,
внутреннюю напряженность,
нечуткость друг к другу и
высокую дисперсию
взаимооценок. Получены
обнадеживающие данные по интерпретации объективных и субъективных коррелятов
"цветового портрета"
отдельного ученика. В целом ЦСМ
предоставляет в распоряжение психолога и учителя около двадцати
параметров эмоционального состояния класса и контакта с
учителем. Литература: Эткинд А.
Цветовой тест отношений // Общая
психодиагностика: Основы психодиагностики,
немедицинской психотерапии и психологического кон- сультирования / Ред.: А.А.Бодалев, В.В.Столин. М.,1987.
С.221-227.
|