На главную | Архив | Индекс монографии | Автор Психология и психосемантика цвета
|
Опубликовано: Исследование влияния психологических характеристик учителя на состояние класса с помощью цвето-социометрического теста // Профессиональная подготовка будущего учителя в процессе обучения в вузе. Материалы всероссийской научно-практической конференции 27 января 2000 года. Самара, 2000. С.336-337. ЯНЬШИН П.В. (Ф-т психологии СамГПУ)
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
УЧИТЕЛЯ НА СОСТОЯНИЕ КЛАССА С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТО-СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ТЕСТА
Немаловажным фактором, влияющим на психологический климат
класса, является личность классного
руководителя. Исследование было проведено с помощью цвето-социометрического
теста на выборке из более 100 классов нескольких общеобразовательных школ
г.Самары. Цвето-социометрический тест (ЦСМ) основан на естественной способности
ребенка соотносить эмоциональные обертоны восприятия с цветами теста М.Люшера. В ходе исследования происходит
взаимная оценка учениками друг друга с помощью цветов теста Люшера по алгоритму
ЦТО А.Эткинда, классный руководитель участвует в обследовании на равных с
учениками. Совпадение между взаимными оценками учеников и оценкой их
классным руководителем (это индикатор эмоциональной референтности учителя)
возрастает от первого к третьему классу, где оно наивысшее. Но в пятом классе
наблюдается резкое падение уровня взаимной согласованности оценок. Увеличение
совпадений с оценками их учителем в последствии происходит медленно, и в 11-м
классе снова уменьшаются. Нижеследующие закономерности выявлены на протяжении всех лет
обучения в школе (1 - 11 классы). Высокая референтность классного руководителя
относительно эмоциональной взаимооценки учеников положительно коррелирует (p < .01) с понижением
внутренней напряженности и эмоциональной неустойчивости учеников, повышением их
настроения, повышением оценки мамы, повышением сходства во взаимных оценках. В
то же время высокая личностная напряженность самого классного руководителя
связана с повышением этого же показателя у учеников класса, как и с понижением
их потребности в активности (признаками утомления?). Взаимосвязаны также удовлетворенность
классного руководителя классом и высота его оценки со стороны учеников.
Менее устойчиво (p < .05) недоброжелательность учителя связана с повышением
внутренней напряженности учеников и привлекательностью для них школы. Эмоциональная
привлекательность классного руководителя падает параллельно с понижением
взаимной удовлетворенности среди самих учеников, снижением привлекательности
школы, класса и лучшего друга (p
< .01). Все говорит о том, что в течение первых трех лет обучения
главным стабилизирующим фактором во взаимоотношениях детей являются отношения с
классным руководителем. Начиная с пятого класса общение с учителем не играет
такой роли. Результаты исследования свидетельствуют о том, что включенность
классного руководителя в общение значительно повышает настроение и сходство
во взаимных оценках, - точно так же, как усиление когнитивного компонента в
оценках, обращение внимания на объективные характеристики личности учеников
усиливает сходный показатель у самих учеников, дифференцированность их взаимных
оценок и их взаимное сходство, снижает их потребность в автономии, увеличивает
дифференцированность их оценок класса в целом. Следует также указать, что эмоционально включенный и
психологически чуткий учитель (классный руководитель) способен значимо улучшить
эмоциональный климат в классе и повысить взаимную удовлетворенность учеников
друг другом.
|