На главную | Архив | Индекс монографии | Автор Психология и психосемантика цвета
|
Опубликовано: Исследование объективного аспекта цветовой гетерооценки // Журн. «Прикладная психология». 2001.№ 4. С. 31 – 38 П.В. Яньшин, И.А. Никишина.
Исследование объективного аспекта цветовой гетерооценки
В настоящее время все большую популярность завоевывает диагностический метод косвенного исследования структуры субъективных отношений личности, предложенный А.Эткиндом. Цветовой тест отношений (ЦТО), по мнению его автора, «является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений» (Бажин, Эткинд, 1985, с.2). Процедура исследования с помощью ЦТО состоит в том, что объект (человек или любой другой предмет) оценивается испытуемым с помощью цветов 8-цветового набора теста М.Люшера. О положительном, отрицательном или нейтральном отношении к объекту судят по рангу использованного для его оценки цвета (цветов) в ранжировке испытуемым цветов по предпочтению. Отношение считается положительным, если использован субъективно приятный цвет, и негативным, если использован несимпатичный цвет. Правомерно, однако, предположить, что набор цветов, атрибутированный значимому другому, отражает не только субъективное отношение к последнему, но и определенные его психологические особенности. Иными словами, структура «цветового портрета», полученного через предложенную А.Эткиндом процедуру, обусловлена как субъективными, так и объективными причинами. Такие связи обретают дополнительную актуальность в связи с уточнением интерпретации разработанной нами (Яньшин, 1997, а, б) методики исследования эмоционального климата группы – Цвето-социометрического метода (ЦСМ). Суть его процедуры состоит во взаимной цветовой оценке членов малой группы с последующей обработкой согласно процедуре ЦТО А. Эткинда. Цель настоящего исследования состояла в изучение «объективных» коррелятов цветового портрета путем установления связи между цветовыми оценками, полученными в процессе Цвето-социометрии, и данными по 16-факторному опроснику Кеттела. Поскольку 16-факторный опросник следует относить к классу субъективных методов исследования личности (Бурлачук, Морозов, 1989), термин «объективные корреляты» используется условно. Практической целью исследования являлось воссоздание “словаря” эмоциональных значений цветов для использования при интерпретации Цвето-Социометрии (Яньшин, 1997, а, б) как аналога метода групповой оценки личности, либо цветовой оценки в Цветовом тесте отношений А.Эткинда (Бажин, Эткинд, 1985; Эткинд, 1987). В известной нам отечественной и зарубежной психологической
литературе отсутствую аналогичные исследования. Теоретическое значение исследования состоит установление факта, качественной
специфики и степени регулярности цвето-характерологических взаимосвязей,
расширение наших знаний в области цветопсихологии. Гипотеза
исследования: характерные проявления личности должны вызывать характерные
эмоциональные реакции у окружающих, определяя в итоге сходные цветовые ассоциации
цветового портрета, будучи опосредованы устойчивыми цветовыми значениями. Объект
исследования: ученики старших классов
средней школы (№ 25 и № 6 г. Самары). Количество испытуемых – 154 человека. Метод исследования. В результате Цвето-социометрического исследования по матрицам цветовой взаимооценки были реконструированы цветовые портреты каждого испытуемого. Первоначально они представляли собой абсолютные количества каждого из восьми цветов теста Люшера, которыми был оценен каждый испытуемый. Поскольку они были получены в исследованиях групп (школьных классов) с разным количеством оценщиков, окончательно они представлялись в форме процентов каждого цвета от всех возможных в данной группе, т.е. были взвешены относительно количества оценщиков (исключая цвет самооценки оцениваемого). Обработка результатов состояла в анализе статистических связей между цветовым портретом, полученным с помощью ЦСМ, и характеристиками 16-факторного опросника Кеттела. Результаты исследования были объединены в сводную таблицу
(Таблица 1) корреляций параметров цветового портрета с факторами 16 -
факторного опросника Кеттела. Использовался метод ранговой корреляции Ч.Спирмена. В
объединенной матрице классов содержится 20 корреляций, значимых на уровне р<
0.05 (8 из них - на уровне р< 0.01). Таблица 1. Сводная таблица
корреляций между факторами опросника Кеттела и характеристиками цветового портрета. (N= 154 )
Пояснения: * - p < .05; ** - p <.01; Ф1 - Ф4 -факторы второго порядка. Расшифровка значения цветов цветового портрета с помощью
факторов 16-факторного опросника Кеттела [1].
Красный цвет коррелирует
с факторами F, А, -Q2, О. Общими качествами для первых трех
факторов являются легкость в общении, синтонность, открытость, доверчивость, эмоциональность,
гибкость в поведении, ориентированость на групповые нормы, социабельность.
Особняком стоит фактор “О” - склонность к чувству вины, ранимость, склонность к
пониженному настроению, озабоченность, неуверенность в себе. Желтый цвет коррелирует с факторами Q4, I, M, Ф1.
Объединяющим качеством для них является напряженность и неприспособленность,
проявляющиеся главным образом в нереалистичных и романтичных представлениях о
действительности, погруженность в яркий мир собственных переживаний и образов,
склонность удовлетворять свои потребности в фантазии, а не в действиях, а также
чувствительность, большое количество неудовлетворенных потребностей,
эмоциональная неуравновешенность. Зеленый цвет коррелирует
с факторами Ф3, -I, -M, G, -O. Объединяющим качеством для этих факторов является хорошая приспособленность,
малая чувствительность к фрустрации. В основном эти качества противоположны
тем, которые характеризовали желтый цвет. Ассоциации с зеленым цветом вызывают
ученики эмоционально зрелые, независимые, реалистичные, надежные в практических
вопросах, хотя иногда им не достает фантазии и интуиции. Они дисциплинированны,
ответственны, упорны, порядочны, как правило, жизнерадостны, энергичны, но не
сентиментальны, и не нечувствительны к замечаниям и упрекам. Малиновый цвет коррелирует
с факторами -Ф3 и I.
Сочетание этих факторов определяет признаки ослабления адаптации в связи с
повышенной эмоциональной чувствительностью и низкой фрустрационной
толерантностью. В первую очередь в ее основе лежит богатая, но незрелая
эмоциональность: мягкость к себе и окружающим, чувствительность, зависимость,
сентиментальность, нетерпеливость, непрактичность. Синий цвет коррелирует
с фактором +С. На первый план здесь выходят черты эмоциональной устойчивости,
спокойствие, постоянство интересов, реалистичность целей, отсутствие
невротических симптомов. Р.Мейли (Мейли, 1975) относит его к особому типу –
«структурных» факторов, а Ф.В.Березин (Березин, 1988) интерпретирует его как
фактор «личностной интеграции». Коричневый цвет коррелирует
с факторами -F и -М. Эти ученики избегают всего необычного, фантазия их
небогата, они практичны и реалистичны, необщительны, молчаливы, апатичны,
негибки в решении жизненных проблем, обладают ограниченным набором стереотипов
поведения, с трудом находят новые пути удовлетворения своих потребностей, поэтому
их легко фрустрировать. Серый цвет коррелирует
с фактором -G. С ним
ассоциируются такие черты, как нечестность, ненадежность, безответственность,
небрежность, расхлябанность в поведении. Черный цвет коррелирует
с факторами Q2 и Ф4. Их
объединяют черты нонконформизма: независимость от мнения группы, нет
потребности в поддержке со стороны класса, декларация своей самостоятельности,
независимость в моральном и эмоциональном плане, склонность к конфронтации. В этих характеристиках обращает на себя внимание отсутствие
выраженной положительной оценочной компоненты у хроматических цветов по
сравнению с обсужденной в предыдущих параграфах субъективной компонентой
цветового портрета. Только зеленый цвет не связан с отрицательными
характеристиками. Даже красный, не говоря уже о желтом и малиновом, связан с
дезадаптирующим качеством (снижение настроения). С другой стороны, синий цвет
связан с самым выигрышным качеством личности – «Силой Эго», интегрированностью
и эмоциональной устойчивостью. Перечисленные признаки свидетельствуют о том,
что в объективных характеристиках цветового портрета не выражается уже известная
субъектная установка восприятия
цвета. Вместе с тем, перечисленные характеристики объективного портрета
приближаются к тем, что были получены А.Эткиндом при оценке цветов с помощью
личностного семантического дифференциала (Таблица 4.1). Сказанное позволяет
говорить о том, что в объективных характеристиках цветового портрета доминирует
известна объектная установка
восприятия цвета. Соответствие факторов 16-факторного опросника Кеттела цветам цветового портрета. [2]Фактор “А”
ассоциируется с красным цветом. Т.е. повышенная эмоциональная вовлеченность,
эмоциональная отзывчивость и чувствительность с достаточной долей вероятности
вызывает ассоциации с красным цветом. Напротив, эмоциональная отстраненность,
холодность, конфликтность уменьшает вероятность ассоциаций с красным. Фактор “С”
ассоциируется с синим цветом. Таким образом, черты эмоциональной стабильности,
постоянства поведения, определяющиеся внутренней интегрированностью личности
ассоциируются с синим цветом. Эмоциональная неустойчивость, “слабость Я”,
ипохондричность, непостоянство в потребностях и действиях снижают вероятность
ассоциаций с синим цветом. Фактор “F” положительно ассоциируется с красным цветом и отрицательно
- с коричневым. Таким образом, свобода и подвижность в потребностях, целях и
способах их достижения ассоциируется с красным и предполагает отсутствие
коричневого. Наоборот - черты ригидности и легкой фрустрируемости, внутренней
несвободы в выборе поведения, моторная скованность вызывают ассоциации с
коричневым цветом и не предполагают наличие красного. Фактор “G” положительно ассоциируется с зеленым и отрицательно с
серым. Таким образом, порядочность, высокие моральные качества вызывают
ассоциации с зеленым цветом и уменьшают вероятность оценки серым. Наоборот:
нечестность, ненадежность, расхлябанность в поведении, пренебрежение к нормам
морали ассоциируются с серым и уменьшают вероятность оценки зеленым цветом. Фактор “I” положительно ассоциируется с желтым и малиновым цветом и
отрицательно с зеленым. Таким образом, малиново-желтые ассоциации вызывают
ученики, увлекающиеся фантазиями, сентиментальные, с живой и незрелой
эмоциональностью, предпочитающие, чтобы “прозой жизни” за них занимались
другие, менее “поэтичные и возвышенные натуры”; такое поведение уменьшает
вероятность ассоциаций с зеленым цветом. Напротив, практичные, надежные в деле,
реалистично мыслящие и поступающие подростки, предпочитающие реальность
романам, вызывают ассоциации с зеленым цветом и редко ассоциируются с желтым и
малиновым. Фактор “М”
ассоциируется с желтым и не ассоциируется с зеленым и коричневым.
Соответственно, ученики, поглощенные своими фантазиями, непрактичные, легко
приходящие в восторг, эксцентричные часто вызывают ассоциации с желтым цветом и
редко ассоциируются с коричневым и зеленым. Напротив, конкретно и стандартно
мыслящие, практичные, реалистичные ученики вызывают ассоциации с зеленым и
коричневым и редко ассоциируются с желтым цветом. Фактор “О” ассоциируется
с красным и не ассоциируется с зеленым. Соответственно, жизнерадостные,
оптимистичные, с высокой самооценкой ученики ассоциируются с зеленым цветом и
редко - с красным. Напротив, пессимистичные, легко расстраивающиеся, с
пониженной самооценкой ученики чаще ассоциируются с красным и редко - с зеленым
цветом. Фактор “Q2” ассоциируется с черным цветом и не ассоциируется с
красным. Таким образом, ученики, не ориентированные на групповые нормы,
независимые от поддержки и оценки коллективом ассоциируются с черным цветом и
редко - с красным. Напротив, ученики, разделяющие групповые нормы и нуждающиеся
в “чувстве локтя” редко ассоциируются с черным и часто - с красным. Фактор “Q4” ассоциируется с желтым цветом. Таким образом, с желтым
цветом ассоциируются беспокойные, непоседливые, напряженные ученики. Напротив,
безмятежные и спокойные с ним ассоциируются редко. Фактор “Ф1”
ассоциируется с желтым цветом. Это фактор второго порядка обычно
интерпретируется как “тревожность”, следовательно признаки тревожности
испытуемые склонны ассоциировать с желтым цветом. Эмоциональная устойчивость,
напротив, не ассоциируется с желтым цветом. Фактор “Ф3”
положительно ассоциируется с зеленым и отрицательно с малиновым цветами. Этот
фактор второго порядка часто называют “фактором приспособленности”, или
“фактором порога фрустрации” [3],
из чего следует, что черты фрустрационной толерантности и приспособленности
вызывают у испытуемых ассоциации с зеленым цветом и не предполагают связи с
цветом малиновым. Напротив, эмоционально неприспособленные испытуемые будут
характеризоваться малиновым, а не зеленым. Фактор “Ф4” положительно
коррелирует с черным цветом. Таким образом, черты нонконформизма, независимости
от групповых норм или влияний связывались испытуемыми с черным цветом. Положительная характеристика синего цвета, при которой синий
характеризует не снижение настроения, а спокойствие и расслабление, может
свидетельствовать о доминировании в полученных связях объектного контекста интерпретации цветового значения. Факторная структура “цветового портрета” при гетерооценкеПроцедура гетерооценки основана на предположении о том, что
цвета содержат имплицитные (неявные) основания классификации. То есть сами цвета здесь используются как индикаторы некой системы ценностей или смысловых
ориентиров. До сих пор предполагалось, что основой этой имплицитной категориальной системы служат собственные устойчивые
значения используемых цветов, модифицируемые контекстом межличностного
оценивания. Вместе с тем, желательно иметь характеристики предполагаемой
категориальной структуры “в чистом виде”, т.е. представленной в форме
соотношений предполагаемых цветовых значений друг с другом. Одним из
проверенных способов выявления латентной структуры признаков является факторный
анализ. Факторизации подвергалась
матрица гетерооценок изложенного выше эксперимента[4].
Цветовые портреты в количестве 154 и составили исходную матрицу для факторного
анализа (Результаты приводятся в Таблице 3). Таблица 3. Таблица факторных нагрузок после Varimax-вращения главных компонент цветового портрета (взаимооценка каждого каждым).
Из Таблицы 4 видно, что образовалось три фактора. Первый фактор,
объясняющий 30% дисперсии, нагружает ахроматические цвета и коричневый с
отрицательным знаком, а красный и
малиновый с положительным. Они образуют как бы два полюса этого фактора:
“Красно-малиновый” и “Серо-черно-коричневый”,
который очень напоминает ось, полученную в эксперименте О.В.Сафуановой
(Сафуанова, 1994) совсем в других экспериментальных условиях - при
исследовании свободных ассоциаций на цвета, т.е. вне какого-либо оценочного
контекста. В ее эксперименте красный и малиновый цвета резко контрастировали с
серым, белым и черным. О.В.Сафуанова
интерпретировала эту ось как «Активность воздействия цвета».Такое
противопоставление серого и красного выявлялась практически во всех
экспериментах по шкалированию цветов и их эмоциональных коррелятов (см.: Adams, Osgood, 1973; Сивик, 1993), и везде эти
ассоциации были связаны с размерностью «активность – пассивность», «возбуждение
– покой». Как и у О.Сафуановой, синие и зеленые тона в нашем исследовании
располагаются близко к середине фактора. Два других фактора нашего исследования
- специфические, т.к. нагружены каждый каким-то одним цветом (синим и зеленым).
Условно их также можно обозначить как «Сине – желтый» и «Зелено – красный».
Хотя ни желтый, ни красный цвета не получили достаточно значимых нагрузок, и
тот, и другой располагаются на противоположных полюсах к своим оппонентам.
Нетрудно видеть в этих факторах аналог оппонентных пар цветов в теории
цветоразличения Геринга и в сферической модели цветового зрения (Соколов, Измайлов,
1984; Измайлов, Соколов, Черноризов, 1989). Первый полученный нами
фактор (см. выше) не совпадает по виду с первой осью сферической модели (в ней
это - светло-темная ось). Но он совпадает с ней по психологическому, эмоциональному, содержанию. Как характеристика
светлоты, так и обсуждаемая оппозиция, как показали разные исследования (Wright, Rainwater, 1962; Сивик, 1993), имеют
прямое отношение к оппозиции “активность - пассивность” по ахроматической
шкале. В нашем исследовании, где цветовые эталоны главным образом различались
по оттенкам, а не светлоте, на первый план вышла оттеночная, а не светлотная
компонента активности. Психологический смысл факторов цветового портрета ясен из
содержания приведенных выше корреляций. Первый фактор образован оппозициями: «большой
объём контактов» (эмоциональная
включенность в ситуацию, общительность, зависимость от мнения группы), с одной
стороны, и «неконтактность»
(нонконформизм, независимость от мнения группы, непринятие моральных ценностей
группы, замкнутость и ригидность), – с другой. По всей вероятности, важную роль
в этой оппозиции играет оценочный компонент. Сине – желтая ось, по всей
вероятности, сформирована оппозицией «внутриличностная дезадаптация» (желтый) –
«эмоциональная стабильность» (синий). Психологический смысл зелено – красной
оси наиболее сложен. Можно предполагать здесь ведущую роль оппозиции «зависимость
от эмоций и средовых факторов» – «высокий уровень кортерации[5]
и хорошая адаптация к ситуациям и социальным нормам (нормативность поведения)».
Полученные результаты, хотя и удивительны на первый взгляд,
но вполне закономерны с позиций, защищаемых в нашем исследовании. Логично
предположить, что когда для различения характеров предлагаются цветовые эталон,
испытуемые неосознанно используют в качестве ориентиров врожденные механизмы
цветоразличения с их оппонентными «реперами». Это также совпадает с
приведенными результатами исследования Ч.А. Измайлова и Н.Н. Волкова (1983) и
Ч.А.Измайлова (1995), доказавшего реальность взаимного отображения пространства
цветов в пространство эмоций в соответствии со структурой цветового
анализатора. Выводы: 1. Цветовой портрет имеет основания не только
в субъективном отношении, но и в объективных характеристиках личности и поведении
оцениваемых. Очевидно большое совпадение в эмоциональной коннотации
объединенных в каждом цвете черт личности. 2. Также, как и в «субъективных»
характеристиках цветового портрета, в объективных характеристиках на первый
план выступает поляризация на теплые и ахроматические цвета.
3.
Положительные
качества личности оцениваемого связаны с хроматическими цветами, отрицательные
– с ахроматическими. Синий цвет связан с самым «устойчивым» фактором – «Сила
Я», «Эмоциональная стабильность», и не имеет отрицательного значения.
Литература: Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений: Метод.
рекомендация. Л., 1985. 19 с. Березин В.Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. Ленинград, “Наука”, 1988. 268 С. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психологической диагностике. Киев, 1989. 197 с. Измайлов Ч.А., Волков Н.Н. Взаимосвязь между
эмоциями и цветом // Труды НИИ Гражданской авиации: Авиационная эргономика
и подготовка летного состава. Вып. 220. М., 1983. С. 50-55. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология
цветового зрения. М., 1989. 195 с. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций // Вестник МГУ,
Сер. 14: Психология, 1995. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология
/ П.Фресс, Ж.Пиаже, ред. М: «Прогресс», 1975. С. 196-283. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную
психологию личности. М., 1985. 318 с. Общая психодиагностика / А.А.Бодалев, В.В.Столин
(ред.). М.: МГУ. 1987. 303 с. Сафуанова О.В. Формы репрезентации цвета в
субъективном опыте: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1994. 270 с. Сивик Л. Цветовое значение и измерения восприятия
цвета: Исследование цветовых образцов // Проблема цвета в психологии.
М., 1993. С. 95-120 Соколов Е.Н., Измайлов Ч.А. Цветовое зрение.
М., 1984.175 с. Эдкинд А. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика:
Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического
консультирования. М., МГУ, 1987. С. 221-227. Яньшин П.В. (а)
Цвето-социометрический тест как инструмент комплексного анализа эмоционального
климата группы // Психологическая
наука: традиции, современное состояние и перспективы / Тезисы докладов научной
конференции института психологии 28-30 января 1997 года. ИП РАН.- М., 1997.
С.45. Яньшин П.В. (б)
Универсальный метод изучения школьной адаптации // Методы психологии. Ежегодник
российского психологического общества. Ростов-на-Дону, 1997. Т.3. Вып.1. С.
297-299. Adams,
F.M., Osgood Ch.E. A cross-cultural study of the affective meanings of color //
J. of cross-cultural psychol. 1973. 4. 2. 135-156. Wright, B.,
Rainwater, L. The meanings of color // J. of General Psychol. 1962. V. 67.
89-99.
[1] Здесь и далее при интерпретации факторов 16-факторного опросника Кеттела используются источники: Общая психодиагностика (1987).; Введение в экспериментальную психологию личности (Мельников, Ямпольский., 1985); Психическая и психофизиологическая адаптация человека (Березин, 1988). [2] Здесь и далее при интерпретации факторов 16-факторного опросника Кеттела используются источники: Общая психодиагностика (1987); Введение в экспериментальную психологию личности (Мельников, Ямпольский, 1985; Психическая и психофизиологическая адаптация человека (Березин, 1988). [3] В.Ф.Березин. Психическая и
психофизиологическая адаптация человека. Ленинград, “Наука”, 1988. [4] Исследование И.А.Никишиной под руководством П.В.Яньшина. [5] «Кортерация» – специальный термин Р.Кеттела. В отечественной традиции его правомерно связывать с фактором «кортикального контроля», связанного с активностью новейших отделов коры головного мозга, отвечающих за осуществление волевой регуляции (Общая психодиагностика, 1987, с. 122).
|