На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

 

Опубликовано:  Исследование динамики социально-психологических характеристик класса цвето-социометрическим методом // Педагогический процесс как культурная деятельность. 2-я Международная научно-практическая конференция 5-9 апреля 1999 г. Материалы и тезисы докладов. Самара, 1999. С. 248-249

ЯНЬШИН П.В. (СамГПУ)

ИССЛЕДОАПНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КЛАССА ЦВЕТО-СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

 

Класс - это сложно структурированная социально-психологическая среда, формирующая, изменяющая и закрепляющая особенности личности ребенка. В течение десяти лет различные характеристики личности и общения претерпевают изменения.

Цвето-социометрический тест (ЦСМ) основан на естественной способности ребенка соотносить эмоциональные обертоны восприятия с цветами теста  М.Люшера.

К настоящему времени обследовано более 100 классов (более 2500 детей) общеобразовательных школ.

Следующие характеристики коррелировали с возрастом на уровне p < .01. От первого к одиннадцатому классу понижается самооценка, оценка класса, школы и классного руководителя; повышается эмоциональная устойчивость и потребность в автономии учеников. Менее устойчивая закономерность (p < .05) состоит в повышении внутренней напряженности как учеников, так и их классного руководителя.

Теплота отношения учеников друг к другу резко возрастает во втором классе, но потом постепенно уменьшается к 9-му, после чего снова возвращается к уровню первого класса в 11-м.

Самооценка же, напротив, во втором классе самая низкая. К третьему классу она резко улучшается, но в пятом снова резко ухудшается до уровня 2-го класса. После этого, с небольшими колебаниями, самооценка повышается вплоть до 10 - 11-го класса, где она самая высокая.

Психологическая напряженность, примерно среднего уровня в первом классе, снижается до самого низкого уровня в третьем классе.  Заметно увеличиваясь в пятом, она держится на среднем уровне вплоть до 9-го. В десятом классе внутренняя напряженность учеников резко возрастает, а в 11-м несколько снижается, оставаясь все-таки относительно высокой.

Сходство во взаимных оценках возрастает от первого к третьему классу, где оно наивысшее. Но в пятом классе наблюдается резкое падение уровня взаимной согласованности оценок. После этого согласованность снова монотонно возрастает вплоть до 11-го класса. Можно также говорить о резком повышении в пятом классе потребности в автономии (самый высокий показатель). Пятиклассники также отличаются самой низкой оценкой своего настроения, которое здесь резко ухудшается по сравнению с первыми тремя классами, и только постепенно повышается вплоть до 11-го класса. В пятом классе это сочетается также с заметным снижением оценки лучшего друга и мамы.

В целом, анализ этих и иных закономерностей позволяет сделать вывод, что

*   эмоциональный климат трех классов начальной школы качественно отличен от такового в средних и старших классах. Несмотря на невысокую самооценку, отношения между детьми начальной школы характеризуются большей теплотой, как и более тесными эмоциональными связями с учителем, а их внутреннее состояние - лучшим настроением и благополучием.

*   На уровне пятого класса наблюдается заметный срыв как во взаимоотношениях со сверстниками, так и со взрослыми, который характеризуется не только заметным снижением самооценки, повышением внутренней напряженности и потребности в автономии, снижением настроения, но и отражается на взаимоотношениях со значимыми взрослыми (мама) и друзьями (лучший друг).

Rambler's Top100
Hosted by uCoz