На главную | Архив | Индекс монографии | Автор Психология и психосемантика цвета
|
Опубликовано:
Исследование динамики социально-психологических характеристик класса
цвето-социометрическим методом // Педагогический процесс как культурная деятельность.
2-я Международная научно-практическая конференция 5-9 апреля 1999 г. Материалы
и тезисы докладов. Самара, 1999. С. 248-249 ЯНЬШИН П.В. (СамГПУ)
ИССЛЕДОАПНИЕ ДИНАМИКИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КЛАССА ЦВЕТО-СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
Класс - это сложно
структурированная социально-психологическая среда, формирующая, изменяющая и закрепляющая
особенности личности ребенка. В течение десяти лет различные характеристики
личности и общения претерпевают изменения. Цвето-социометрический тест (ЦСМ)
основан на естественной способности ребенка соотносить эмоциональные обертоны
восприятия с цветами теста М.Люшера. К настоящему времени обследовано
более 100 классов (более 2500 детей) общеобразовательных школ. Следующие характеристики
коррелировали с возрастом на уровне p < .01. От первого к одиннадцатому классу понижается
самооценка, оценка класса, школы и классного руководителя; повышается
эмоциональная устойчивость и потребность в автономии учеников. Менее устойчивая
закономерность (p < .05) состоит в повышении внутренней напряженности как
учеников, так и их классного руководителя. Теплота отношения учеников друг
к другу резко возрастает во втором классе, но потом постепенно уменьшается
к 9-му, после чего снова возвращается к уровню первого класса в 11-м. Самооценка же, напротив, во
втором классе самая низкая. К третьему классу она резко улучшается, но в пятом
снова резко ухудшается до уровня 2-го класса. После этого, с небольшими колебаниями,
самооценка повышается вплоть до 10 - 11-го класса, где она самая высокая. Психологическая напряженность,
примерно среднего уровня в первом классе, снижается до самого низкого уровня в
третьем классе. Заметно увеличиваясь в
пятом, она держится на среднем уровне вплоть до 9-го. В десятом классе
внутренняя напряженность учеников резко возрастает, а в 11-м несколько
снижается, оставаясь все-таки относительно высокой. Сходство во взаимных оценках
возрастает от первого к третьему классу, где оно наивысшее. Но в пятом классе
наблюдается резкое падение уровня взаимной согласованности оценок. После этого
согласованность снова монотонно возрастает вплоть до 11-го класса. Можно также
говорить о резком повышении в пятом классе потребности в автономии
(самый высокий показатель). Пятиклассники также отличаются самой низкой оценкой
своего настроения, которое здесь резко ухудшается по сравнению с первыми
тремя классами, и только постепенно повышается вплоть до 11-го класса. В пятом
классе это сочетается также с заметным снижением оценки лучшего друга и мамы. В целом, анализ этих и иных
закономерностей позволяет сделать вывод, что эмоциональный климат трех классов
начальной школы качественно отличен от такового в средних и старших классах.
Несмотря на невысокую самооценку, отношения между детьми начальной школы
характеризуются большей теплотой, как и более тесными эмоциональными связями с
учителем, а их внутреннее состояние - лучшим настроением и благополучием. На уровне пятого класса наблюдается
заметный срыв как во взаимоотношениях со сверстниками, так и со взрослыми, который
характеризуется не только заметным снижением самооценки, повышением внутренней
напряженности и потребности в автономии, снижением настроения, но и отражается
на взаимоотношениях со значимыми взрослыми (мама) и друзьями (лучший друг).
|