На главную | Архив | Индекс монографии | Автор Психология и психосемантика цвета
|
Глава 6. Семантическая структура цветового образаПроделанное исследование позволяет сформулировать психологическое определение Цвета.
Совершенно бесспорной является закономерная категоризация цветового образа на уровне коннотативных значений. Но Цвету присущи и более дифференцированные значения предметного уровня. В восприятии Цвета можно наблюдать развертывание образа по уровням, описанным В.Ф.Петренко (1983), причем эмоциональный компонент, закономерно соотнесенный со словесным значением (названием эмоции, состоянием или идеей), правомерно рассматривать в качестве аналога предметного содержания цветового образа. Цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение субъекта к значимому другому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. В основе восприятия цвета лежат прасемантические[1] структуры, задействованные уже на самых ранних этапах презентации объекта сознанию. В настоящее время можно предполагать, что структуры эти обусловлены биологически. Цвета категоризованы на уровне физиологических реакций организма, поэтому существующие на уровне глубинной семантики взаимосвязи не могут являться случайными, условно-рефлекторными или произвольно-конвенциональными. Факты заставляют признать, по крайней мере на этом глубинном уровне, единство “натурального значения” (празначения) цвета и физиологической реакции организма на его воздействие. Но, надо думать, это отчасти справедливо и для уровня более дифференцированных переживаний, представленности сознанию дифференцированных эмоциональных состояний (“удивление”, “любовь”, “ненависть”, “восхищение” и т.п.). То, что перцептивно (зрению)
представлено как цвет, в переживании
представлено как эмоция, и наоборот. Этот
факт издавна известен художникам, которые
говорят о цветах, “как о носителях
определенного характера, настроения,
чувств” (Мелик-Пашаев, 1982. С. 15; см. также:
Поляков, 1988; Norman, Scott, 1952). То есть то, что в
сознании человека присутствует как эмоциональное
отношение, характеристика, настроение, на
картине представлено как цветовая гамма, колорит.
В наших исследованиях этот эффект
проявился в перцептивном
приписывании цвета образу и в эффектах
цветовой гетеро- и самоатрибуции. Исходя из
этого, возможно обозначить Цвет как психоидный, или квазипсихический
[2],
феномен в окружающей человека
действительности. Этим признается
определенная двойственность цветов. Во-первых, они
существуют и как представления, и как
перцептивные образы, сохраняя, тем не менее,
свою психологическую эффективность. Во-вторых,
этим признается, что во
внешнем по отношению к человеку мире то, что
субъективно переживается как эмоция, существует
в форме цветов. Или, что то же самое, в
форме колорита человеку дано видеть эмоции.
Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. На неосознаваемом уровне цвет есть символ своего воздействия на человека. Эти феномены зафиксированы как в устойчивых речевых оборотах, так и в многочисленных экспериментальных фактах реконструкции цвето-эмоциональных семантических пространств. В ходе культурно-исторического развития человек научился использовать это свойство цветов в качестве внешнего (и внутреннего) орудия произвольной регуляции своего физиологического и психологического состояния. С другой стороны,
психологическое состояние закономерно
модифицирует колорит воспринимаемого
образа (колорит картины мира). С некоторой
долей условности можно сказать, что в
феномене перцептивного приписывания
колорит воспринимаемого образа отражает
эмоциональное состояние субъекта как свое
специфическое предметное содержание, а в
феномене цветовой атрибуции предметным
содержанием цветового портрета является
эмоциональное отношение к оцениваемому. В
обоих случаях
цветовой образ (колорит)
является аналогом высказывания, т.е.
допускает закономерную “проекцию”
содержания в категориальную систему
развитых форм значений, в том числе
вербальных. Мы подходим к психологической структуре цветового значения как перцептивно-эмоционального морфизма (Шмелев, 1983). Когда о цвете говорится в развиваемом здесь семантическом и семиотическом смысле, то необходимо различать, как это существует в филологии, внешнюю и внутреннюю форму высказывания как два аспекта (означаемое и означающее), слитых в моменте семиотического целого. Семиотический аспект цвета (означающее) представлен “перцептивным” цветом, т.е. тем, который мы видим (представляем) и изучаем в рамках теории цветоразличения. Собственно говоря, это есть “цвет” в общеупотребительном смысле слова. По сути же он является только верхушкой целого айсберга (т.е. внутренней формы, или означаемого), в качестве которого выступает, в частности, упомянутая “идея жизненных отношений субъекта”. Таким образом, семантическая модель цвета может быть представлена в двух аспектах. Первый состоит в рассмотрении Цвета как феномена символической сигнификации. Это аспект семиотический (знаковый), раскрывающий механизм этой сигнификации[3]. Нетрудно видеть, что единый феномен Цвета внутри себя “распадается” на Перцептивный цвет и Психический цвет. Перцептивный цвет (“перцепт”) - это то, что обладает характеристиками светлоты, насыщенности и цветового тона (то, что мы обычно и называем “цветом”). Перцептивный цвет, в свою очередь, распадается на Физический цвет (т.е. тот, который мы воспринимаем в форме внешнего воздействия) и Цвет-представление, т.е. цвета, которые мы воспроизводим в воображении и видим в сновидениях (воспринимаем во внутреннем плане сознания). “Психическим” цветом мы условно называем цвет, порождаемый эмоциональным состоянием, хотя это тот же цвет-представление, но существующий также и в амодальной форме (коннотативно-эмоциональные признаки, перцептивно-эмоциональные эталоны). Отношение между физическим цветом и цветом-представлением определяется как изоморфное, что следует из экспериментов по многомерному шкалированию и цветовой атрибуции: оба они имеют отношение к оппонентности цветового анализатора. Соотношение между перцептивным и психическим Цветом (внешней и внутренней формой цвета) также являются изоморфными, что снова следует из того, что структура цветового анализатора определяет не только различение цветов-представлений, но и различение эмоциональных состояний. Поскольку, надо полагать, структура цветового анализатора фиксирована анатомически, столь же глубоко укоренена и структура потенциальных семантических признаков цвета. Таким образом, все указанные аспекты Цвета связаны между собой изоморфными соотношениями, определяемыми анатомической и физиологической структурой цветового анализатора. В семиотическом плане такая связь квалифицируется как неконвенционально-символическая. Для наглядности изобразим это на Рисунке 6.1. Рисунок 6.1. Изоморфные соотношения различных аспектов Цвета. Второй аспект рассмотрения концентрируется на семантике цвета. Психический аспект Цвета адресуется не перцепции, а переживанию. И раскрывается этот цвет в релевантных переживанию формах: эмоциях, чувствах, настроениях, а также, согласно В.Кандинскому (о чем догадываются все художники), в форме пронизанных эмоциями идей: тепла, холода, удаления, приближения, движения, покоя и т.п. Заметим, что термин “переживание” следует понимать здесь как в пассивном, так и в активном залоге. С одной стороны, переживание некоего состояния индуцируется цветом. Это признак натуральной психической функции (Л.С.Выготский) – непроизвольность реагирования на ключевой раздражитель. С другой стороны – “переживание” как встречная активность – это главный путь к познанию самой семантической структуры цвета – “наблюдение на почве чувства” (Р.Штейнер). И.В.Гёте говорил: “Цвет есть закономерная природа в отношении к чувству зрения”, а В.Кандинский размышлял о “психической силе краски, рождающей вибрацию души”. В этом смысле:
Наиболее детально второй аспект семантической модели цвета разработан в теории М.Люшера (1993; 1996) и представлен в интерпретации его цветового теста. Сходные, но менее подробные, модели представлены в публикациях его последователей (Собчик, 1990; 1997; Т.Н.Бояршинова). Все авторы, и в первую очередь сам М.Люшер, исходят из существования иерархизированной семантической структуры цвета. Нижний “этаж” представлен физиологическими реакциями, затем идут характеристики эмоционального состояния и эмоции; верхние уровни представлены потребностями, основными установками и жизненным стилем личности. В этой системе по сути цвета играют ту же роль, что и в традиционной цветовой символизации (Тернер, 1983): они являются неконвенциональными естественными символами обобщенных категорий действительности, изоморфно соответствуя различным ее аспектам. Цвет несет в себе те или иные качества, совпадающие с символизируемыми им свойствами вещей в контексте субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, либо воспроизводит эти свойства по ассоциативным цепям. Это качество цветов в процессе психодиагностики и делает возможным использовать их как символы предметов потребностей. Конкретный цвет может быть рассмотрен как символ всех объектов реальности, обладающих присущими данному цвету характеристиками и значимостями в отношении к человеку. Цвет предстает тогда как символ и носитель общей идеи неких жизненных отношений. “Цветность”, будучи задействована определенным образом независимо от “предметности”, несет в себе не эту предметность, а некое эмоциональное начало, которое в определенных этнокультурных ситуациях соотносимо с жизненно важными признаками широкого круга предметов, актуализирующихся в субъект-объектных отношениях. Эти положения совпадают с культурно-исторической практикой использования цвета как регулятора социального и ритуального поведения, продолжая теоретическую линию, намеченную Гёте (1920). Символическое действие цвета сравнимо с механизмом функционирования аффективного комплекса. Конкретный цвет адресно обращен ко всей чувственной “вертикали” от неосознаваемых физиологических регуляторных механизмов вплоть до области предметных чувств, актуализируя и все неэмоциональные ассоциации, связанные с этим состоянием у данного человека. Отличие от юнгианской модели аффективного комплекса в том, что главная роль в этом процессе принадлежит не ассоциациям по смежности или сходству, а механизму синестезий: семантической взаимотрансляции содержания различных модальностей, что определяет возможность порождения новых смыслов в соответствии с новыми контекстами. В сочетании с тонкой нюансированностью эмоциональных реакций это определяет колоссальную символическую потенциальность цвета. Психический цвет (т.е. весь спектр физиологических, эмоциональных и интеллектуальных “реакций” на цвет) может быть представлен как семантическая структура цветового образа. В соответствии с традицией, эта структура представляется в виде слоев, или планов, образованных разного рода значениями. Значения на каждом уровне различаются по признакам дифференцированности, осознанности, вербальной опосредованности и семантической константности, определяемой как межкультурная, межиндивидуальная и временная стабильность семантической структуры определенного оттенка цвета. Уровни располагаются от “семантического ядра”, где они наименее осознаны, дифференцированны и наиболее константны, к периферии. Кроме естественных контекстов, значения в каждом слое различаются по признаку “семантической константности”, определяемой нами как межкультурная, межиндивидуальная и временная стабильность семантической структуры определенного оттенка цвета. Слои располагаются по степени семантической константности от “семантического ядра” к периферии:
Вопросы для самопроверки:1. Дайте психологическое определение Цвета. 2. В каком отношении стоят эмоции и Цвет? 3. В чем состоит семиотический аспект семантической модели цветового значения? 4. Какое свойство Цвета делает возможным использование его в процессе психодиагностики? 5. Что отражает цвет как символ? 6. Из каких уровней складывается семантическая структура цвета? 7. Чем отличаются значения цветов на каждом из уровней? Литература для самостоятельного изучения:Магия цвета. Харьков: АО “Сфера”, 1996. 431 с. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Институт прикладной психологии, 1997. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, СамГПУ, 1996. 218 с.[1] Термин предложен В.В.Петуховым в качестве замены термина “натуральное значение цвета”. [2] Термины “психоидный” и “квазипсихический” использовались К.Г.Юнгом для обозначения архетипов коллективного бессознательного (см.: Jung, 1963; Сэмьюэлз, Шортер, Плот, 1994). Этим он стремился обозначить маргинальное положение архетипов в человеческой душевной организации, поскольку, с одной стороны, они выражают инстинктивную сторону индивидуума как биологического существа, а с другой – являются психическими образованиями. [3] Принятое в пособие различие терминов семиотический и семантический подробно оговорено в параграфе 1.2. [4] Как свидетельствуют результаты наших исследований (параграф 2.2.4), отвержение-предпочтение цветов в неменьшей степени определяется состоянием Я-концепции, что оставляет открытым вопрос о семантическом ядре цветового значения. |