На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

4.3. Факторная структура “цветового портрета” при гетерооценке

Процедура гетерооценки основана на предположении о том, что цвета содержат имплицитные основания классификации. То есть сами цвета здесь используются как индикаторы некой системы ценностей или смысловых ориентиров. До сих пор предполагалось, что основой этой имплицитной категориальной системы служат собственные устойчивые значения используемых цветов, модифицируемые субъект-субъектным контекстом.

Это положение можно считать доказанным в изложенных выше экспериментах. Вместе с тем, желательно иметь характеристики предполагаемой категориальной структуры “в чистом виде”, т.е. представленной в форме соотношений предполагаемых цветовых значений друг с другом. Одним из проверенных способов выявления латентной структуры признаков является факторный анализ. Факторизации подвергалась матрица цветовых портретов. Последняя была получена в ходе исследования шести старших классов двух средних школ г. Самары (см. предыдущий параграф). В классе каждый подросток “оценивал” цветом всех остальных учеников, после чего для каждого ученика путем подсчета количества каждого полученного им цвета составлялся цветовой портрет. Эти портреты в количестве 154 и составили исходную матрицу для факторного анализа (Результаты приводятся в Таблице 4.3).

Таблица 4.3. Таблица факторных нагрузок после Varimax-вращения главных компонент цветового портрета (взаимооценка каждого каждым).

 

Factor 1

Factor 2

Factor 3

Красный

.682401

.067777

–.421765

Желтый

.462892

.391332

–.363661

Зеленый

.180157

–.040464

.909770

Малиновый

.578040

.188220

.117291

Синий

.040925

–.957640

.040662

Коричневый

–.627400

–.127568

–.180746

Серый

–.731498

.251258

.056934

Черный

–.656961

.059938

–.048498

Объясняемая дисперсия

30%

14.9%

14.9%

Из Таблицы 4.3 видно, что образовалось три фактора. Первый фактор, объясняющий 30% дисперсии, нагружает ахроматические цвета и коричневый с отрицательным знаком, а  красный и малиновый с положительным. Они образуют как бы два полюса этого фактора: “Красно-малиновый” и “Серо-черно-коричневый”,  который очень напоминает ось, полученную в эксперименте О.В.Сафуановой (Сафуанова, 1994) совсем в других экспериментальных условиях – при исследовании свободных ассоциаций на цвета, т.е. вне какого-либо оценочного контекста (см. параграф 2.1). В ее эксперименте красный и малиновый цвета резко контрастировали с серым, белым и черным. О.В.Сафуанова  интерпретировала эту ось как “Активность воздействия цвета”.

Напомним, что противопоставление серого и красного выявлялось практически во всех экспериментах по шкалированию цветов и их эмоциональных коррелятов, и везде эти противопоставления были связаны с размерностью “активность – пассивность”, “возбуждение – покой”. Как и у О. Сафуановой, синие и зеленые тона в нашем исследовании располагаются близко к середине фактора. Два других фактора – специфические, т.к. нагружены каждый каким-то одним цветом (синим и зеленым). Условно их также можно обозначить как  Сине-желтый” и “Зелено-красный”. Хотя ни желтый, ни красный цвета не получили достаточно значимых нагрузок, и тот, и другой располагаются на противоположных полюсах к своим оппонентам.

Нетрудно видеть в этих факторах аналог оппонентных пар цветов в теории цветоразличения Э.Геринга и в сферической модели цветового зрения (Соколов, Измайлов, 1984; Измайлов, Соколов, Черноризов, 1989). Напомним, что первый полученный нами фактор не совпадает по виду с первой осью сферической модели (в ней это – светло-темная ось). Но он совпадает с ней по психологическому, эмоциональному, содержанию. Как характеристика светлоты, так и обсуждаемая оппозиция, как показали разные исследования (см. параграф 2.1), имеют прямое отношение к оппозиции “активность-пассивность” по ахроматической шкале. В нашем исследовании, где цветовые эталоны, главным образом, различались по оттенкам, а не светлоте, на первый план вышла оттеночная, а не светлотная компонента активности.

Полученные результаты, хотя и удивительны на первый взгляд, но вполне закономерны с позиций, защищаемых в нашем учебном пособии. Вполне логично предположить, что когда для различения характеров предлагаются цветовые эталоны, испытуемые неосознанно используют в качестве ориентиров врожденные механизмы цветоразличения с их оппонентными “реперами”. Это также совпадает с приведенными результатами исследования Ч.А.Измайлова и Н.Н.Волкова (1983) и Ч.А.Измайлова (1995), доказавших реальность взаимного отображения пространства цветов в пространство эмоций в соответствии со структурой цветового анализатора.

Вернемся к структуре факторного пространства цветового портрета. Психологический смысл факторов по объективным характеристикам ясен из содержания приведенных в предыдущем параграфе корреляций. Первый фактор образован оппозициями: “большой объём контактов”  (эмоциональная включенность в ситуацию, общительность, зависимость от мнения группы), с одной стороны, и  “неконтактность” (нонконформизм, независимость от мнения группы, непринятие моральных ценностей группы, замкнутость и ригидность) – с другой. По всей вероятности, важную роль в этой оппозиции играет оценочный компонент. Сине-желтая ось, по всей вероятности, сформирована оппозицией “внутриличностная дезадаптация” (желтый) – “эмоциональная стабильность” (синий). Психологический смысл зелено-красной оси наиболее сложен. Можно предполагать здесь ведущую роль оппозиции “зависимость от эмоций и средовых факторов” – “высокий уровень кортерации[1] и хорошая адаптация к ситуациям и социальным нормам (нормативность поведения)”.

Психологический смысл оппонентности цветов по их субъективным характеристикам ЛСД (параграф 4.1.2) может быть следующим. Первый фактор связан с активностью и оценочными характеристиками: “Положительная активность – враждебность”. Между желтым и синим полюсами отличия – в положительной коннотации и экстравертированности желтого и отрицательной коннотации и замкнутости синего. Зелено-красная ось: зеленый “уступчив”, а красный “упрям” (при положительной оценке обоих).

Выводы:

1.   Отношение к значимому другому категоризуется подобно признакам цветовых раздражителей в соответствии с оппонентной структурой цветового анализатора.

2.   Отношение к значимому другому категоризуется в соответствии с субъективным отношением к его психологическим особенностям и субъективными предпочтениями оценивающего.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем отличие объективных и субъективных аспектов интерпретации цветового портрета?

2. С какими объективными характеристиками личности связаны цвета цветового портрета?

3. Какова факторная структура цветового портрета?


[1]Кортерация” – специальный термин Р.Кеттела. Его принято связывать с фактором “кортикального контроля”, гипотетически связанного, в свою очередь, с активностью новейших отделов коры головного мозга, отвечающих за осуществление волевой регуляции (Общая психодиагностика, 1987. С. 122).

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz