Из
результатов исследования закономерностей
предпочтения цветов следует, что в качестве
категориальной структуры, “классифицирующей”
цвета, выступает комплексная реакция
организма на их воздействие. Среди прочих,
цветовое значение в свою структуру
включает целый спектр характерных
физиологических реакций.
Выявленная
тесная связь предпочтения цветов с
регуляцией общего эмоционального тонуса и
активности, связь предпочтения с порогами
восприятия этих цветов дает основание для гипотезы
о взаимообусловленности восприятия
цвета и изменения психологических и
психофизиологических характеристик
человека. Можно предполагать, что
психологическое состояние, сопровождающее
восприятие того или иного цвета, может, в
свою очередь, сходным образом влиять и на
сам процесс цветового восприятия,
характерным образом изменяя
чувствительность к соответствующим цветам.
Такое предположение точно соотносится с
известной в этологии закономерностью (см.
1.3): “Если данный раздражитель специфичен в
отношении реакции, то реактивность
организма специфична в отношении данного
раздражителя” (Хайнд. С. 133).
В
настоящее время можно считать полностью
обоснованным положение о существовании
типичных и устойчивых индивидуально-типических
характеристик восприятия, или “перцептивных
стилей” (Witkin, 1962 ; Child, 1986; Шкуратова,
1994). С другой стороны, столь же обоснован
вывод о существовании устойчивого и
характерного для субъекта паттерна
предпочтения цветов (Люшер,1996; Тимофеев,
Филимоненко, 1995). Сопоставление этих фактов
с нашими данными о связи предпочтения
цветов с порогами их восприятия позволяют
обосновать теоретическую
гипотезу о существовании устойчивых
стилевых особенностей цветового
восприятия, связанных с устойчивыми
психологическими характеристиками
человека.
Следующий ниже обзор имеет
целью выяснить фактическую сторону этих
реакций. Самостоятельных экспериментов в
этой области нами не проводилось.
Согласно обзору Ф.Биррена (Birren,
1961), наиболее ранние суждения о влиянии
цвета на различные системы организма и
состояние человека в целом связаны с
учением об ауре и возможностью контакта
между аурами больного и целителя. Так,
следуя Парацельсу, суть лечения состояла в
том, что врач сосредоточивал свое внимание
на представлении определенного цвета, что
должно было повлиять на цвет ауры и
физическое состояние пациента. В общем
плане темно-синий предполагал охлаждение и
успокоение, а красный и желтый –
укрепляющее и возбуждающее действие.
Позже (в XVII-XVIII вв.) влияние
цвета стало прописываться некоторыми
врачами для лечения путем освещения частей
тела или ран. В частности, Хесси (Hessey,
1940) говорил следующее о влиянии цветов на
организм и нервную систему человека:
красная часть спектра действует на
человека распаляюще, а синяя – охлаждающе.
Синяя сокращает артерии, вызывая повышение
кровяного давления, “тонизируя кровь”;
синий также анестезирует и имеет хороший
эффект при заболеваниях кожи. Зеленый
снижает давление и действует успокаивающе
и гипнотически на нервную систему. Его
хорошо применять в случаях нервного
возбуждения. Оранжевый может
рассматриваться как стимулирующий и
несколько поднимающий кровяное давление.
Желтый является психическим стимулятором.
Пурпурный цвет сочетает в себе
стимулирующий эффект красного и
тонизирующий эффект синего (Birren.
С. 60-61).
Далее Биррен приводит
результаты экспериментов по воздействию
цветов видимого спектра на растения и
животных как японских исследователей (К.Menju,
M.Natume, S.Mizutani), так и американского (Ellinger,
1941). Наилучший эффект на рост растений
оказывает красно-оранжевая часть спектра.
Красный также ускоряет рост слепых утят,
усиливает секрецию молочных желез у свиней,
повышает кровяное давление кроликов
(Birren, 1961).
Эти эффекты наблюдались вне зависимости от
того, облучалось ли все тело или только
определенные его части. Синий производит
противоположный эффект. Р.Юиг приводит
результаты исследований проф. Бенуа (Юиг,
1996), которому удалось вызывать половое
возбуждение и реакцию воспроизведения у
уток вне зависимости от сезона спаривания
путем воздействия красным освещением не
только на глаз, но и на глазной нерв
удаленного глаза. Следовательно, цвет
способен воздействовать на нас помимо
оптической системы. В дальнейшем Бенуа
выяснил, что красное и оранжевое излучение
способно проникать через черепную коробку
вплоть до гипоталамической области, чем и
были вызваны, по его мнению, “гипофизарно-половые
рефлексы” у ослепленных уток. И.Иттен
описывает эксперимент со скаковыми
лошадьми, которые значительно скорей
успокаивались после скачек в стойлах,
окрашенных в синий, а не красный цвет. При
этом в красных стойлах наблюдалось и
большее количество мух (Itten,
1970). Заметим, что такое влияние красно-оранжевой
части спектра достаточно легко поддается
объяснению только по отношению к растениям,
хлорофилл которых как раз предназначен для
ее поглощения.
Имеются также данные о слабом
дермацидном эффекте синего цвета,
несколько повышающем кислотность кожи, и об
ускоренном заживлении ран под действием
красного (Там же). Отчет об исследовании
Вуртмана свидетельствует о влиянии синего
цвета на понижение биллирубина в крови (Wurtman,
1975). С. Мак Дональд (Mc Donald, 1982) опубликовала отчет,
согласно которому облучение синим цветом
заметно снижало боль в пораженных артритом
суставах. По ее мнению, анальгезия при
облучении возрастает с увеличением частоты
излучения. Фере (Fere) экспериментально
установил, что в наибольшей степени
усиливает мускульное напряжение красный, а
за ним по убывающей идут оранжевый, желтый,
зеленый и синий, который почти не влияет на
напряжение (Birren,
1961. С. 130).
Все это доказывает, что красная часть
спектра обладает определенным
стимулирующим эффектом, несмотря на
отсутствие в человеческом организме
хлорофилла.
По Метцгеру (Metzger,
1928, приводится по: С.В.Кравков, 1948), если
красное и зеленое освещение уравнять по
яркости, то можно наблюдать обратное
действие того и другого цвета. Этот эффект
воздействия цвета на тонкие аспекты
поведения, ставший классическим после
повторных экспериментов К.Гольдштейна (Goldstein,
1942), состоял в том, что в красном освещении
вытянутые вперед руки испытуемых несколько
раздвигались в стороны, а при зеленом,
наоборот, сводились друг к другу. Красный
также затруднял удержание равновесия, а
синий и зеленый улучшали. Метцгер объяснял
это неосознанной физиологической реакцией на цвет,
поскольку, если освещать один глаз красным,
а другой зеленым, большее увеличение тонуса
мышц наблюдается на противоположной
стороне от красного. По мнению же К.
Гольдштейна, в данном случае удалось
наблюдать физические проявления внутреннего переживания. С другой же
стороны, сам внутренний опыт – это
психологическое отражение целостной
реакции организма: “Это только иное
выражение чувства навязчивости,
возбуждения и агрессивности красного,
переживаемого испытуемым”. Таким образом,
К.Гольдштейну одному из первых удалось
сформулировать теоретическое положение о
том, что эмоциональный
компонент реакции на цвет является частью
целостной реакции организма. Это мнение
позднее было поддержано Норманом и Скоттом:
“Аффект вряд ли может быть изолирован от
целостного поведения человеческого
организма, так что сейчас кажется более
приемлемым относить влияние цвета, если
таковое существует, к целостному паттерну
реакций” (Norman,
Scott, 1952. С. 213).
К.Гольдштейн в цитированной публикации
приводит также результаты наблюдений,
свидетельствующие о том, что красный и
синий (зеленый) противоположно влияют на
оценку отрезков времени, размеров и тяжести
предметов: под влиянием красного временные
промежутки кажутся длиннее, так же как и
предметы кажутся длиннее, больше и тяжелее;
под влиянием зеленого – наоборот.
В исследованиях Дж.Столпер был
выявлен физиологический коррелят
характерного для синего цвета эффекта “удаления”,
движения “от наблюдателя”. Он состоит в
нарушении аккомодации под влиянием синего
и красного цвета. Красный увеличивает, а
синий уменьшает ее (Stolper,
1977). Скорее всего этим эффектом отчасти
объясняется предпочтение синего рабочего
фона дисплея большинством программистов и
владельцев компьютеров.
И. Иттен приводит данные о
различии в субъективной оценке температуры
окружающей среды на 5 -7о по
шкале Фаренгейта. В комнатах, окрашенных в
сине-зеленый по сравнению с красно-желтым,
люди в меньшей степени ощущали снижение
температуры (Itten,
1970). О различном влиянии среды, окрашенной
теплой розово-фиолетовой и холодной синей
краской, свидетельствуют данные Хамида и
Ньюпорта (Hamid,
Newport, 1975). Они
измеряли различия в моторной активности и
настроении 6 дошкольников, которые в
течение недели находились в этих различных
цветовых условиях, а также в помещении,
окрашенном в серый цвет (контрольный замер).
Физическая сила замерялась эргонометром, а
настроение - экспертной оценкой рисунков. В
условиях “теплой” окраски помещения дети
проявляли большую силу и более
положительное настроение, чем в “холодной”.
Контрольные замеры дали промежуточные
результаты.
Большинство исследований по
цветовой семантике объединяет сходство
позиции их авторов, которые, вероятно, по
большей части неосознанно, не разделяют
термины “действие” и “ассоциация” и
часто используют их как взаимозаменимые.
Так, теплый и холодный полюса спектра “ассоциируются”
с возбуждающим и успокаивающим качествами
входящих в них цветов (Birren, 1973); через
ассоциации выявляет действие цвета В.Уэллс (Birren, 1961); А.Лутошкин
объединяет в одной фразе способность цвета
воздействовать на эмоциональное состояние
и способность эмоциональных состояний “отображать
палитру цветов” (Лутошкин, 1979); Л.Иванов и Л.Урванцев,
изучая цветовые ассоциации, говорят, что
изучают “психологическое воздействие” (Иванов,
Урванцев, 1979 ). Подобные примеры можно
продолжить. Взаимозаменяемость (синонимичность)
в сознании исследователей воздействия и значения,
на наш взгляд, отражает интуитивное
представление о специфическом влиянии
цвета как о ядре его эмоционального
значения. Это можно рассматривать как подтверждение
гипотезы об изотропности (двунаправленности)
связи цветового восприятия и
физиологического состояния.
Ниже приводится ряд
экспериментальных подтверждений
согласованности между субъективным
ощущением при воздействии цветов на
человека и вызванными их воздействием
физиологическими реакциями.
О возбуждающем влиянии красного
по сравнению с синим и белым на
психофизиологические показатели,
знаменующие эмоциональные изменения,
сообщает Р.Джерард (Gerard,
1958). В его экспериментах 20 взрослых мужчин в
течение 10 минут каждый подвергались
освещению этими цветами одинаковой яркости.
“Автономная нервная система и кора” были
значительно менее возбуждены во время
синего, нежели красного и белого освещения.
Синий также вызывал субъективное ощущение
расслабления, меньше тревоги и
враждебности, в противоположность красному.
В экспериментах Джекобса и
Суесса (Jacobs, Suess,
1975) 13 мужчин и 27 женщин подвергались
воздействию красным, желтым, зеленым и
синим цветом, проецируемым на экран в
светоизолированной комнате. После
пятиминутной экспозиции, по истечении
промежутка в 5 минут, им предлагалось
заполнить 20 пунктов опросника тревожности
Спилбергера-Горшуча-Люшене. Результаты
свидетельствовали о том, что уровень
тревожности после экспозиции желтого и
красного значимо превышал таковой же при
экспозиции зеленого и синего. Авторы
считают, что это исследование в целом
подтвердило как сам факт различного
воздействия цвета на уровень тревоги и
связанного с ней возбуждения, так и
соответствие его зафиксированному
Гольдштейном и Джерардом влиянию
определенных цветов. Характер
физиологического воздействия совпадает и с
“семантическими атрибутами” красного и
синего, где им приписывается возбуждающее и
успокаивающее воздействие, согласно данным
субъективного шкалирования
(Lewinski,
1938; Adams, Osgood,
1973; Williams, Morland,
Underwood, 1970; Измайлов, Волков , 1983 и мн. др.).
Данные, в определенной степени
противоречащие приведенным, как и
распространенному представлению о том, что
теплые тона (такие как розовый)
способствуют стимуляции эмоций, а “прохладные”
(такие как синий) способствуют успокоению,
приводятся в обзоре и результатах
эксперимента Уэллера и Ливингстона
(Weller, Livingston,
1988). Ими исследовалось влияние цвета бумаги,
на которой печаталось короткое
криминальное сообщение, на “приговор”,
выносимый испытуемыми преступнику, и на
характер эмоций, переживаемых при
обдумывании ответа. Характер этот
устанавливался по короткому опроснику.
Вопреки ожиданиям оказалось, что именно
синий цвет бумаги был связан с большим
количеством агрессии и эмоциональных
ответов, а не розовый. Обзор литературы к
статье содержит сходные факты,
свидетельствующие об увеличении
динамометрических характеристик и
повышении агрессивности заключенных в
помещениях, окрашенных синим, по сравнению
с розовыми.
Подобные расхождения в
экспериментальных данных, безусловно,
представляют большой интерес. С точки
зрения взгляда на Цвет как на сложный
семантический феномен, обладающий
латентными семантическими признаками,
актуализирующимися в различных контекстах,
хотелось бы обратить внимание на
специфический контекст восприятия цветов,
характерный для экспериментов, в которых
были получены столь противоречивые
результаты. А именно, в них фигурирует “криминальный
фон”. Или, что более точно, цветовое
оформление само является неким средовым
фоном определенного криминального
содержания: в одном случае это цвет камер
заключения, в другом – цвет фона
криминального сообщения. Поскольку с
позиции семантического подхода к Цвету,
поведение представляется следствием не
только физиологической реакции на цвет, но
и интерпретации, учитывать контекст его
восприятия строго обязательно. На наш
взгляд, результаты изложенных
экспериментов могут быть объяснены
действием категориальной установки,
актуализировавшей потенциальные
семантические признаки цветов в
специфическом контексте.
Таким образом, из приведенных в
этом обзоре данных следует вывод:
воздействие Цвета комплексно и
закономерно влияет на психо-соматический
статус людей и животных, эти влияния
совпадают с характеристиками, традиционно
приписываемыми определенным цветам. “Холодные”
цвета успокаивают, расслабляют, “теплые”
– возбуждают и усиливают внутреннее
напряжение. Некоторые данные позволяют
предположить влияние контекста на
психологическую реакцию на цвета.
Вопросы для самопроверки:
1.
Как тот или иной цвет влияет на
психологическое и физиологическое
состояние человека и животных?
2.
Согласуются ли физиологические реакции,
вызванные воздействием цвета, и
субъективные ощущения?