На главную | Архив | Индекс монографии | Автор Психология и психосемантика цвета
|
3.2.1. Исследование влияния психологического состояния на восприятие цвета.Первая серия. Исследование результата подравнивания цветовой смеси к эталону с данными опросника САН. Объект исследования: зависимость точности подравнивания цвета к желтому эталону группой студентов второго курса факультета психологии СамГПУ от их психологического состояния. Процедура
исследования. В качестве цветосинтезирующего устройства был использован SVGA-монитор персонального компьютера. Синтез цвета осуществлялся с помощью компьютерной программы, написанной автором на языке Microsoft BASIC (PDS 7.1). Программа позволяла формировать на экране монитора поле засветки серого цвета (10 х 14 см.), эталонный объект (вертикальный прямоугольник 2.5 х 6 см.) и такой же по размеру черный объект, цвет которого испытуемый мог изменять с помощью шести кнопок (увеличивая и уменьшая количество каждого из трех цветов) на клавиатуре. Эталон и подравниваемый объект – оба находились в поле зрения, но на расстоянии, исключающем возникновение одновременного контраста. Программа позволяла синтезировать путем аддитивного RGB смешения более 250 тысяч оттенков. Каждый из трех базовых цветов (красный, зеленый и синий) мог изменяться в диапазоне от 0 (минимум) до 63 (максимум) яркости для данного цвета. По принятому для мониторов международному стандарту равное число градаций всех трех цветов дает 63 оттенка серого цвета, что избавляет от необходимости вводить поправку на субъективную разницу светимости базовых цветов. Монитор был отрегулирован на максимальную контрастность и яркость (черный фон экрана без засветки). В качестве эталона использовался нейтрально-желтый цвет (R = 73%, G = 52%, B = 0). Испытуемые получали словесную инструкцию: синтезировать нужный оттенок и подравнять его как можно точнее к эталону с помощью клавиш управления. Эксперимент проходил в условиях компьютерного класса с комфортной освещенностью в ходе компьютерного практикума по психологии восприятия. Испытуемые были разбиты на подгруппы по 8-10 человек; каждый работал на индивидуальном компьютере. Всего в эксперименте принял участие 31 человек (27 девушек и 4 юноши). Перед тем, как приступить к работе, все испытуемые заполняли опросник САН (Практикум по психодиагностике, 1989), данные которого впоследствии использовались для контроля их психологического состояния. Гипотеза
исследования состояла в том, что на
чувствительность к красному и зеленому
цвету влияет психологическое состояние
испытуемых, что должно проявиться в
систематических ошибках подравнивания
желтого цвета к эталону. Результаты
эксперимента. Статистическая обработка проводилась методом линейной корреляции Пирсона. Тридцать шкал опросника САН и три его суммарных показателя (“Самочувствие”, “Активность”, “Настроение”) проверялись на наличие связи с 1) показателями интенсивности красного, зеленого и синего компонентов в синтезированной испытуемыми смеси, 2) с показателем баланса красного и зеленого (R/G) и 3) с показателем суммарной яркости синтезированного цвета. Всего было получено 39 статистически значимых корреляций, 11 из которых – выше 0.01. Из этих результатов следует, что 1) позитивное самочувствие испытуемых сопровождалось увеличением интенсивности красного компонента в синтезированной испытуемым смеси; 2) повышение интенсивности зеленого в смеси в целом совпадает с положительным настроением и хорошим функциональным состоянием испытуемых; 3) повышение яркости синтезируемой смеси связано с общей позитивной самооценкой состояния испытуемых; 4) при повышенной оценке своей напряженности баланс сдвигается в красную область, при оценке себя расслабленным – в зеленую; 5) несмотря на то, что в эталонном цвете отсутствовала примесь синего, 11 испытуемых (одна треть) ввели его в синтезируемый цвет. Наличие и интенсивность синего цвета коррелировали с характеристиками: медлительный-быстрый (p < .01); бездеятельный-деятельный (p < .05); несчастный-счастливый (p < .05); соображать трудно - соображать легко (p < .05). С точки зрения оценки эмоционального состояния, это сочетание весьма характерно, что не позволяет считать его артефактом регулировки мониторов некоторых компьютеров: снижение активности, темпа, интенции и настроения в клинической практике расценивается как психический компонент депрессивного состояния (Справочник по психиатрии, 1985). Для подтверждения предположений о специфике оттеночного компонента была проведена обработка данных методом множественной регрессии. В качестве зависимых переменных выступили красный, зеленый и яркостной компоненты синтезированного испытуемым цвета. В качестве независимых переменных – 16 шкал САН, с которыми наблюдались статистически значимые линейные корреляции этих компонентов. В целом результаты регрессионного анализа подтвердили выводы, сделанные на основе качественного анализа корреляций: красный компонент не отличается качественно от яркостного, а зеленый, кроме одинаковых с ними характеристик, имеет отношение к характеристикам настроения. Кроме этого был получен новый результат: все три компонента – красный, зеленый и яркостной, наиболее регулярно связаны со шкалой “Напряженный-расслабленный” и, чуть менее однозначно, со шкалой “Бодрый-вялый”. Представляют интерес взаимные корреляции между параметрами синтезированного цвета. Интенсивность красного, зеленого и яркости цветов в смеси положительно взаимосвязаны. Это может означать, что повышение их интенсивности детерминировано общим фактором. В системе цветопередачи RGB совместное увеличение яркости (по законам аддитивного смешения цветов) приводит к суммарному увеличению яркости смеси (одновременно снижая ощущение ее насыщенности), что и проявилось в высокой корреляции яркости смеси с красным и зеленым компонентами. Интенсивность синего не коррелирует ни с одним из остальных параметров, хотя примесь синего также увеличивает яркость смеси. Обсуждение результатов эксперимента. Существо наших результатов состоит в том, что в зависимости от оценки своего состояния испытуемые либо переоценивали, либо недооценивали удельный вес зеленого или красного цветов в смеси в сравнении с эталоном. То есть одни испытуемые не видели, что, например, красного больше, а другие не видели, что его меньше. При этом первые характеризовались повышенной оценкой своего состояния, а вторые - пониженной. Особенно красноречиво в пользу этого свидетельствует появление синего цвета в смеси. Таким образом, оставаясь на почве наблюдаемых фактов, следует говорить не только об изменении чувствительности к базовым цветам, но о склонности в той или иной степени приписывать цвет эталону в зависимости от психологического состояния. Например, речь может идти не о неразличении эталона и образца (дифференциальном пороге), а о непридании значимости этим различиям (определенной неосознанной установке восприятия). Иными словами, следует предполагать, что в основе наблюдаемых закономерностей лежат более сложные психологические механизмы, нежели те, что определяют величину порогов периферической чувствительности. Хотя мы предполагаем “вмешательство” в процесс восприятия таких психологических феноменов, как эмоции и установки, не следует исключать вероятность, что переоценка количества цвета в образце и его приписывание эталону может быть связано с повышением к нему чувствительности[1]. Сопоставив это предположение с результатами данной серии, мы получаем ряд следствий: 1) общее позитивное самочувствие испытуемых связано с повышением чувствительности к красному цвету в эталоне; 2) ощущение повышенной активированности, тонуса и настроения связано с повышением чувствительности к зеленому компоненту в эталоне; 3) снижение активности, темпа, интенции и настроения связано с повышенной чувствительностью к синему компоненту в эталоне; 4) при повышенной оценке своей напряженности баланс чувствительности сдвигается в красную область, при оценке себя расслабленным – в зеленую. Эти следствия хорошо согласуются с изложенными результатами исследования Э.Т.Дорофеевой: повышение чувствительности к красно-желтой части спектра совпадет с эмоциональным состоянием положительного оттенка, а чувствительность к синей – с состоянием отрицательного оттенка (Дорофеева, 1970). Но они не согласуются с результатами исследований С.В.Кравкова (Кравков, 1950; 1948; 1951). Таким образом, наблюдаемые связи не являются отражением влияния автономной нервной системы на восприятие цвета. Во всяком случае, они не повторяют известных результатов С.В.Кравкова. Наблюдавшееся приписывание образцу яркости и того или иного оттенка (красного или зеленого) мы склонны квалифицировать как нарушение цветовой константности образа под влиянием психологического состояния и эмоций. Наблюдавшийся нами феномен перцептивного приписывания колорита образу восприятия совпадает с фактами обыденного сознания: при хорошем настроении и самочувствии краски мира кажутся ярче, в таком состоянии дети рисуют более красочные и яркие картины. В депрессии и унынии мир кажется серым, его краски блекнут, что также отражается в “депрессивной” гамме рисунков. Таким образом, результаты нашего исследования позволяют говорить, что, кроме метафорического приписывания (“синий понедельник”) и экспрессивного приписывания (колорит рисунка), существует эффект перцептивного приписывания цветов, связанный с психологическим и физиологическим состояниями и настроением – неосознаваемая визуализация настроения в форме характерного изменения колорита воспринимаемого образа. Вместе с тем следует серьезно отнестись к значению яркостного компонента в выявленных зависимостях и к высокой корреляции между красным и зеленым компонентами синтезируемой испытуемыми смеси. Эти два факта указывают на то, что ведущую роль в выявленных соотношениях между состоянием и восприятием цвета играет не оттеночный, а именно светлотный (яркостной) фактор (но не для синего цвета). Это всецело совпадает с превалирующей ролью параметра светлоты тона при формировании эмоциональной реакции на цвет (см. параграф 2.1.1). Вторая серия. Исследование связи между критической частотой слияния мельканий (КЧМ) шести цветов и опросником Айзенка и САН. В результате предыдущего исследования осталась не подтвержденной гипотеза: эффект перцептивного приписывания может быть связан с повышением чувствительности цветового анализатора. Для доказательства ее, а также для подтверждения сделанных ранее выводов, было предпринято исследование связи между характеристиками психологического состояния и критической частотой слияния мельканий (КЧМ) для разных цветов. Согласно С.В.Кравкову, под КЧМ понимается “минимальная частота перерывов света в секунду, при которой наступает слияние мельканий” (Кравков, 1950. С. 359). Объект исследования: зависимость критической частоты слияния мельканий цветов от эмоционального состояния у 40 студентов психологического факультета СамГПУ. Процедура исследования. Эксперимент также был проведен при помощи компьютера как цветосинтезирующего устройства. В качестве эталона использовались: красный (R=73%, G=0, B=0), нейтрально-желтый (R=73%, G=63%, B=0), зеленый (R=0, G=63%, B=0), голубой (R=0, G=73%, B=73%), синий (R=0, G=0, B=73%), фиолетовый (R=63%, G=0, B=63%). Мерцание стимула достигалось понижением яркости эталона на 1/3. Программным таймером засекалось время между включением яркого и темного эталона, это время усреднялось для 50 мельканий. Интервал между ярким и темным эталоном мог произвольно изменяться с клавиатуры. Таким образом, фиксируемая величина счетчика соответствовала урежению частоты мельканий вследствие удлинения экспозиции эталона, т.е. она обратна по величие частоте мельканий, и прямо соответствует повышению чувствительности (активированности) анализатора. Испытуемые получали словесную инструкцию: с помощью клавиш управления частотой мельканий, путем произвольного подравнивания, найти субъективную границу, на которой появляется отчетливое мерцание эталона. Перед тем, как приступить к работе, все испытуемые заполняли опросник САН (Самочувствие – Активность – Настроение), и PEN Г. Айзенка, данные которых впоследствии использовались для контроля за их психологическим состоянием. Согласно выдвинутой гипотезе, КЧМ для разных цветов должна быть по-разному связана с психологическим состоянием испытуемых. Если верны выводы по предыдущей серии, то с повышением чувствительности (низкой КЧМ) будут связаны те же характеристики психологического состояния, что и с переоценкой яркости красного и зеленого компонентов в желтом эталоне. Результаты эксперимента. Повышенная чувствительность к фиолетовому цвету связана с положительными оценками активности и состояния: “Чувствую себя сильным – чувствую себя слабым” (p < .05), “Активный-пассивный” (p < .05), “Подвижный-малоподвижный” (p < .01), “Восторженный-унылый” (p < .05), “Отдохнувший-усталый” (p < .05), “Полный надежд - разочарованный” (p < .05), а также со второй главной компонентой (“Активность”) опросника САН (p < .05). Есть положительная связь со шкалой “Тревожность” опросника Айзенка (p < .05). Высокая чувствительность к желтому цвету связана с повышенной оценкой себя по шкалам “Активный - пассивный” (p < .05), “Подвижный-малоподвижный” (p < .05), “Озабоченный-спокойный” (p < .01) и второй главной компонентой (“Активность”) опросника САН (p < .05). Таким образом, высокая чувствительность к желтому связана с состоянием активности с компонентом озабоченности. Высокая чувствительность к зеленому связана с оценкой себя “озабоченным” (p < .05) и со второй главной компонентой (“Активность”) опросника САН (p < .05). Это сходно с желтым цветом, но проявлено в несколько меньшей степени. Повышенная чувствительность к голубому связана с характеристиками настроения: “Несчастный-счастливый” (p < .05), “Печальный-радостный” (p < .05), “Пессимистичный - оптимистичный” (p < .05) и характеристикой состояния “Утомленный - выносливый” (p < .05), т.е. чувствительность к голубому связана с депрессивным компонентом настроения и астенизацией. Повышенная чувствительность к синему цвету связана с характеристиками настроения: “Плохое настроение - хорошее настроение” (p < .05), “Несчастный - счастливый” (p < .05), “Пессимистичный - оптимистичный” (p < .01). Это тоже представляет депрессивный фон настроения. Исследование совместного факторного пространства цветовой чувствительности и характеристик САН методом главных компонент дало дополнительные основания для подтверждения выдвинутых гипотез. Вторая главная компонента (16% дисперсии матрицы) объединила высокую чувствительность ко всем цветам с характеристиками “увлеченный”, “деятельный”, “активный”, “подвижный” и фактором “Активность” опросника САН. Таким образом, общее повышение чувствительности к цветам (низкая КЧМ) связано с состоянием мобилизованности и высокой самооценкой активности. Третья компонента (8% дисперсии) была значимо нагружена повышенной чувствительностью к синему, полюсом шкалы “Расслабленный - напряженный” и отрицательным значением фактора “Активность” САН. Кроме этого, повышение чувствительности к синему цвету было связано с понижением чувствительности ко всем цветам, поскольку с указанной третьей компонентой положительно коррелировал единственный фактор, полученный при факторном анализе КЧМ для шести исследованных цветов, который однозначно интерпретируется как “низкая чувствительность ко всем цветам”. Таким образом, чувствительность к синему цвету связана с расслаблением, иммобилизацией (пассивностью) и понижением чувствительности ко всем цветам. Обсуждение результатов. В целом, что касается связи между степенью возбуждения зрительного аппарата и понижением КЧМ, наши результаты подтверждают предположение С.В.Кравкова о связи понижения КЧМ с возбуждением зрительного анализатора. Высокая самооценка активности, мобилизованности, положительная оценка состояния, как и озабоченность (тревожность) связана с повышенным возбуждением и чувствительностью цветового анализатора. Эта закономерность, так или иначе, проявлена для всех цветов, но особенно – для фиолетового, желтого и зеленого. Она также совпадает с выявившейся в предыдущем исследовании связью между переоценкой яркости эталона и высокой оценкой собственного состояния, что доказывает выдвинутую ранее гипотезу. Иная, противоположная связь прослеживается между синим и голубым эталонами – с одной стороны, и характеристиками настроения – с другой. Повышение чувствительности к этим оттенкам связано с подтверждением отрицательного фона настроения, “расслабленностью” и пассивностью. Важно подчеркнуть, что эта закономерность не связана с яркостью эталона, а только с его тоновыми характеристиками, поскольку яркость голубого эталона равна яркости желтого, красного и зеленого. Эта закономерность тоже совпадает с результатами предыдущей серии, а именно - с приписыванием желтому эталону синего оттенка при понижении настроения и независимостью “синего эффекта” от яркости. Единственное серьезное расхождение результатов первой и второй серий эксперимента состоит в отсутствии значимых корреляций между КЧМ для красного цвета и состоянием. Мы склонны объяснять это артефактом проведения второй серии. Красный образец стоял первым в списке и, согласно субъективным отчетам испытуемых, вызывал большие трудности, поскольку на нем проходило обучение процедуре исследования. С другой стороны, и в первой серии не наблюдалось качественных различий ни в результатах корреляционного, ни в результатах регрессионного анализа между красным и светлотным компонентами. Это может говорить о незначительном вкладе красного компонента в выявленные закономерности. Можно также вспомнить обсужденную в параграфе 2.1.1 закономерность, согласно которой красный связан с тем же возбуждающим воздействием, что и светлотная характеристика цвета. Таким образом, не повторяя частных выводов первой серии, можно сделать общий вывод о связи между эффектом перцептивного приписывания цветов эталону с избирательным повышением уровня чувствительности и активации цветового анализатора. Синий (голубой) цвет стоит особняком от остальных хроматических цветов: чувствительность к нему повышается при понижении чувствительности к остальным цветам, пониженном настроении, расслаблении и пассивности, а не активированности, напряженности и готовности к действию, как это наблюдается для остальных цветов, и этот эффект не связан со светлотой тона.[1] Это предположение полностью подтвердили результаты второй и третьей серий исследования. |