На главную | Архив | Индекс монографии | Автор Психология и психосемантика цвета
|
2.1.2. Амбивалентная поляризация отношения к цветам в связи с установкой наблюдателяДля дальнейшего выяснения семантической структуры цветового образа необходимо более дифференцированно оценить результаты экспериментов по цветовому предпочтению. И здесь на помощь приходят противоречия в выводах разных исследований. Вернемся к теме нелинейности связи между цветовым тоном и семантическими характеристиками (предпочтением). По нашему мнению, именно нелинейность этих связей порождает необъяснимые, на первый взгляд, противоречия в выводах разных исследователей относительно привлекательности теплого и холодного полюсов спектра. Например, каким образом следует интерпретировать тот факт, что сине-голубая часть спектра является наиболее привлекательной для большинства людей в мире (Birren, 1961; Guilford, 1934, 1939; Adams, Osgood, 1973; Williams, Morland, 1970; Klar; Эткинд, 1987; Lewinski, 1938; Сафуанова, 1994; Измайлов, 1995) и одновременно ассоциируется с грустью и печалью? В других исследованиях (Лутошкин, 1979; Holmes, Buchanan, 1984; Петренко, Кучеренко, 1988) положительно оцениваются красный либо желтый цвета. Синий цвет в тесте М.Люшера стоит не на первом, а лишь на пятом месте в так называемой “аутогенной норме” ранжировки цветов (см. параграф 2.3.1). Или, скажем, почему оранжевый и желтый в одних экспериментах (Lewinski, 1938; Измайлов, 1995) оцениваются как наименее приятные, а в отчетах других исследователей характеризуются как “радостные”, “приятные”, “веселые”, “здоровые” (Birren,1961; Лутошкин, 1979) или просто получают высший рейтинг (Gotz,, Gotz, 1974)? С одной стороны, пурпурный оценивается, как наиболее эстетически привлекательный (Wright, Rainwater, 1962; Сивик, 1993; Сафуанова, 1994), а с другой – он ассоциируется с одиночеством и печалью, тревогой, страшным судом (Гёте, 1920; Birren, 1961; Лутошкин, 1979). В исследовании А. Эткинда зеленый ассоциируется с удивлением и заинтересованностью, а по данным того же автора, по личностному дифференциалу он - “черствый, самостоятельный, невозмутимый”; ассоциация себя с малиновым цветом говорит о высокой самооценке, а по личностному дифференциалу он – “несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный” (Бажин, Эткинд, 1985). Если продолжать, таких противоречий наберется множество. Эти сопоставления свидетельствуют о поляризации оценок в отношении теплого и холодного полюса спектра и об амбивалентности оценочных отношений к этим цветам. Эта амбивалентность наиболее заметна, когда цвета ассоциирующиеся с положительными эмоциями оцениваются как неприятные, и наоборот. Уже Ф.Биррен пытался объяснить подобные противоречия двумя противоположными “точками зрения” на цвет. Их правильнее было бы обозначить термином “установка” или “контекст”: “Немногие авторы по проблемам цвета... отдают себе отчет в факте, что цвет может иметь противоположные качества в зависимости от частной точки зрения наблюдателя... Отсюда ни один список ассоциаций на цвет не является адекватным, пока не принят в рассмотрение субъективный либо объективный аспект, потому что реакции будут различными, когда человек ассоциирует цвет с внешним миром или с самим собой” (Birren, 1961. С. 142) (выделено мной – П.Я.). Эти две семантические ситуации были названы Бирреном “объективным” и “субъективным впечатлением”. Тезис Ф.Биррена имеет аналогию и в учении о цвете Р.Штейнера (Сущность красок, 1921), указывавшего на то, что цвета различно соотносятся с душевным строением человека и внешним миром (это разные феномены). Пример: приятный, в общемто, зеленый цвет, если его отнести к внутреннему состоянию (покой, уверенность в себе), вызывает отталкивающий эффект, если им осветить тело человека. Ф. Биррен вывел закономерность, состоящую в том, что в теплой и холодной части спектра это проявляется поразному. В то время как для холодных оттенков эмоциональные ассоциации могут быть противоположны, для теплых это может быть не выражено вовсе. Этим выводам можно найти экспериментальное подтверждение. В исследованиях Ч.Осгуда с сотрудниками (Osgood, Suci, Tannenbaum , 1957) было установлено, что, независимо от типа окрашенных объектов (предметы потребления или абстрактные скульптуры), факторы “Активность” и “Сила” дают устойчивые результаты (легко интерпретируются и объясняют достаточное количество дисперсии матрицы). Степень “Активности” цветов в этих исследованиях в целом совпала с порядком их расположения в спектре (возрастая от синего к красному), а “Сила” - со степенью насыщенности тона. По фактору же “Оценка” (что аналогично предпочтению – отвержению цветов) предметы потребления выводили на первое место желтый цвет (на последнем шел синий); абстрактные скульптуры - наоборот. В цитированном уже исследовании Райта и Рейнуотера указанные установки наблюдателя представлены четвертым и пятым кластерами структуры эмоциональных реакций. Четвертый кластер был назван “теплота” и определялся прилагательными “теплый”, “наполненный” (full), “здоровый”. Эта характеристика впервые в значимой степени зависела от тона: чем краснее тон, тем более теплым считают цвет. Вместе с тем светлота и насыщенность тоже вносили свой вклад. Чем темнее и насыщеннее тон, тем более он производил впечатление “теплого”. Это значит, что чем более разбелены тона, тем они “холодней”. Эта закономерность отражает известный тепло-холодный контраст, традиционно связываемый с красно-оранжевой / сине-зеленой областью спектра. Удивительно, однако, что этот кластер только четвертый по значимости, в то время как тепло-холодный эффект стоит у художников в характеристике колорита на первом месте (Itten, 1970) и наиболее заметен субъективно. Если судить по характеру входящих в него прилагательных, этот кластер должен относиться к “ответвлению” классического фактора “Оценка”, поскольку теплые тона вызывают положительный эмоциональный отклик. Пятый кластер в исследовании Райта и Рейнуотера – “элегантность” – определялся прилагательными типа “приятный” и “элегантный”. Он тоже зависит от цветового тона, но теперь уже от преобладания синего. Больший вклад вносит насыщенность. Чем больше насыщенность и синева, тем больше цвет производит эффект элегантности. Этот кластер также правомерно рассматривать в связи с классическим фактором “Оценка”. Здесь повторяются результаты Гилфорда и Осгуда, а также всех исследований, характеризовавших синий как наиболее привлекательный тон. Этот результат также подтверждает и наше предположение о различном отношении к оценочному компоненту хроматической и ахроматической составляющей цвета. Наивысшую оценку получает насыщенный синий – очень темный (почти черный) цвет. Это также означает, что “неприятным” окажется ненасыщенный красный (розовый), что совпадает с результатами Гёц и Гёц (Gotz, Gotz, 1974), рассмотренными нами ранее. Итак, четвертый и пятый кластеры оба по содержанию связаны с традиционным фактором “Оценка”; они одинаково связаны с параметром насыщенности, но противоположно - с тоном. И насыщенный красный, и насыщенный синий - привлекательные цвета. С этим мы уже сталкивались как с противоречием в экспериментальных данных различных исследований по предпочтению цвета. Из приведенных здесь результатов Райта и Рейнуотера следует, однако, что никакого противоречия на самом деле нет. Просто каждый цвет хорош по-своему. Полученные результаты удачно интерпретируются в рамках идеи Ф. Биррена о двух контекстах (установках) в восприятии цвета. “Субъектный” контекст (установка) определяется через эмоции (в самом широком смысле слова) и физические ощущения. “Объектный” - через более интеллектуализированные чувства, например - эстетические. Прилагательное “элегантный” (кластер, полученный Райтом и Рейнуотером) атрибутируется внешнему по отношению к наблюдателю объекту либо внешней стороне объектов, представляя собой “интеллектуализированную” характеристику. В противоположность этому “теплота” четвертого кластера плохо дифференцирована относительно субъектного или объектного “полюса” и соотносима больше с “организмическими” признаками (здоровье) и контактными (температурными), а не дистантными рецепторами. При этом в первом случае привлекателен синий, а во втором – красный цвет, как это и вытекает из гипотезы Ф.Биррена. В пользу правоты этих рассуждений свидетельствуют уже приводившиеся результаты ранних исследований Ч.Осгуда в области рекламы, где синий полюс положительно характеризовал абстрактные скульптуры, а желтый и красный – предметы потребления (Osgood, Suci, Tannenbaum, 1957). Влияние указанных контекстов сказывается и в следующей мифологеме: легко себе представить “синюю птицу” в качестве вечно ускользающей вдаль мечты, но, вероятно, ее просто невозможно представить (и, тем более, переварить) в виде зарумянившейся, с желтым жирком индюшки на ужин. Индюшка – символ сбывшейся, а синяя птица – несбыточной мечты. Синий – то, что восхищает на расстоянии, красный – то, что исполняет желания и “насыщает” наше тело. Красные пищевые продукты мы употребляем заметно чаще синих. Во внешнем мире мы чаще сталкиваемся с синим цветом (небо, вода), чем с красным. Исследование О.В.Сафуановой (см. предыдущий параграф) также подтверждает необходимость разделять объектную и субъектную установку в восприятии Цвета, что зафиксировано в двух осях ее семантического пространства цветовых ассоциаций: “эстетическая оценка” и “эмоциональное состояние, вызванное цветом”. Нетрудно видеть, что они прямо соотносятся с названными установками восприятия. Первая описывает “внешний” (эстетическая характеристика), вторая – “внутренний” (настроение) Цвет. В исследовании Л.Сивика эти измерения тоже фиксируются как факторы “температуры” и “элегантности”. Таким образом, с помощью двух контекстов (установок) восприятия достаточно убедительно объясняется нелинейность связи между тоном и привлекательностью цвета. О какой линейности может идти речь, если синий и красный находятся по краям видимого спектра и противоположным образом (в зависимости от не учитываемых в большинстве экспериментах факторов) коррелируют с фактором привлекательности? Объясняет это и более чем скромное место, занимаемое в результатах многих формальных исследований таким значительным явлением, как тепло-холодный контраст. Рисунок
2.1. Контексты
интерпретации цветового значения на
осознанном уровне Исходя из сказанного, при выяснении семантической структуры цветового образа в дальнейшем мы будем различать “субъектный” (прагматический) контекст, когда цвет соотносится человеком со своим внутренним состоянием, и “объектный” (эстетический), когда цвета соотносятся с внешним по отношению к человеку миром. Это разделение имеет для семантического подхода очень большое значение. Оно определяется кардинальным законом семантики, гласящим, что любое значение определяется контекстом, актуализирующим потенциальные семантические признаки знака. Указанные установки сознания будут рассматриваться нами в качестве контекстов, специфически определяющих значение цвета на сознательном уровне. К “субъектному” контексту мы в первую очередь отнесем эмоции в самом широком смысле слова, связанные с физическими ощущениями и физическими состояниями. К “объектному” - более интеллектуализированные характеристики, относимые к вовне воспринимаемым объектам, например, - эстетические (см. Рисунок 2.1). По всей вероятности, связанный с сознанием “контекстный” уровень цветового значения является менее устойчивым по сравнению с “организмическим” и подчиняется несколько иным закономерностям. Выводы:1.
Существует
поляризация эмоциональных оценок в
отношении теплого и холодного полюса
спектра; эта поляризация амбивалентна. 2.
Амбивалентность
отношения к холодным и теплым цветам может
быть объяснена с помощью различения так
называемого “объектной” или “субъектной”
установки наблюдателя. 3.
По всей
вероятности, эти установки характерны для
сознательного уровня цветовой семантики,
зависящей от психологического контекста
восприятия и оценки цвета. 4.
К “субъектному”
контексту относятся эмоции в самом широком
смысле слова, связанные с физическими “организменными”
ощущениями и физическими состояниями. 5.
К “объектному”
контексту относятся более
интеллектуализированные оценочные
характеристики, субъективно соотносимые с
вовне воспринимаемыми объектами, например,
- эстетические и интеллектуальные чувства. Вопросы для самопроверки:1. Какие факты можно привести в пользу существования амбивалентной поляризации отношения к цветам? 2. Что такое “объектный” (эстетический) и “субъектный” (прагматический) контексты, и как они соотносятся с предпочтением теплого и холодного краев спектра? |