1 Глава.
Методологические основания
психосемантики цвета
1.1.
Обоснование необходимости
психосемантики
цвета
Цвет сообщает образу мира
полноту и выразительность. У большинства
биологических видов (кроме насекомых),
имеющих цветовое зрение, цветовые
рецепторы локализованы в центральной
области сетчатки, зоне наиболее
отчетливого изображения. Прогрессивное
усложнение цветового анализатора
параллельно развитию ЦНС у биологической
линии, завершившейся появлением человека,
свидетельствует о важном биологическом
значении цветового зрения. С
возникновением человеческой культуры роль
Цвета только возросла. Краска – это
искусственное орудие воссоздания цвета. С
истоков культуры человек пытался овладеть
способностью Цвета влиять на его душевное
состояние и использовать его в целях
создания комфортной среды обитания и
искусственного воссоздания реальности в
изображениях. Наиболее ранние способы
использования цветов были связаны с их символической функцией – в
ритуальной практике (Тернер, 1983; Рогинский,
1982; Заан, 1996). Со временем цвета стали
символизировать абстрактные понятия и
целые сегменты реальности (Birren,
1961; Тернер, 1983; Заан, 1996; Серов, 1990; Бенц, 1996;
Миронова, 1993 и др.). Наивысшим достижением в
овладении Цветом является изобразительное
искусство, использующее экспрессивные,
импрессивные и символические свойства
цвета (Itten,1970;
Кандинский, 1990).
К настоящему времени
сформировался ряд дисциплин, связанных с
изучением цвета. Ведущее место среди них
занимают психофизика, физиология
восприятия и колориметрия (Ивенс, 1964; Педхем,
Сондерс, 1978; Измайлов, Соколов, Черноризов,
1989; Шашлов , 1986). Раздел “Восприятие цвета”
входит как составная часть в
университетский курс “Психология
восприятия” и обычно оформляется как
самостоятельный раздел в учебники по
когнитивным процессам (Программы дисциплин...,
1991). Цветопсихология как самостоятельная
дисциплина или отрасль психологии не
зафиксирована ни в одном отечественном
словаре или учебнике по психологии.
На наш взгляд, психосемантика
цвета в настоящий момент переживает этап
своего становления как самостоятельного
раздела психологии восприятия Цвета.
Рассмотрим необходимые и достаточные
условия для вынесения такого заключения.
Необходимость введения курса
психосемантики цвета определяется: 1)
потребностью обобщения огромного
количества исследований, осваивающих
предметную область цветовой семантики (Гёте,
1920; Goldstein, 1942;
Birren, 1961; Osgood,
1969; Arnheim, 1979;
Проблема цвета в психологии, 1993; Психология
цвета, 1996; Измайлов, 1995; Сафуанова, 1994 и мн. др.)
на основании психосемантического подхода
к восприятию (Петренко, 1975, 1978, 1983; Артемьева,
1980, 1999; Шмелев, 1983), позволяющего свести
воедино феномены восприятия и
представления цвета, факты его воздействия
на эмоциональное и физиологическое
состояние, закономерности цветовых
ассоциаций и цветовой атрибуции; 2) большим
количеством фактов и закономерностей,
полученных эмпирическим способом многими
поколениями художников (Гёте, 1920; Штейнер,
1921; Кандинский, 1990; Эйзенштейн, 1996; Устинов,
1984; Бенц, 1996; Роу, 1996; Itten, 1970, D’Herbois,
1979 и мн. др.), лежащих вне границ предметных
областей биологии, физиологии, психофизики,
психофизиологии и колориметрии, но
непосредственно относящихся к психологии
восприятия цвета; 3) существованием
связей между параметрами цветового стимула
и психологическим и физиологическим
состоянием человека (Goldstein, 1942; Guilford, 1934, 1939;
Gerard, 1958; Birren,
1961; Дорофеева, 1970 и др.); 4) наличием
устойчивых семантических характеристик
цветов (Lewinski, 1938; Birren,
1961; Wright, Rainwater,
1962; Osgood, 1969; Adams,
Osgood, 1973;
Измайлов, Волков, 1983; Измайлов, 1995; Эткинд,
1987; Сивик, 1993; Сафуанова, 1994; и др); 5)
практической потребностью, ощущаемой в
таких прикладных областях психологии как
психология рекламы, психология искусства,
цветотерапия (Бэббит, 1996; Birren, 1961; Spiegel, Spiegel,
1971; Holmes, at
all., 1983;
Babey-Brooke, Amber, 1979; Вайс, Шавелли, 1997 и др.); 6) перспективностью
цвета как материала для создания
психодиагностического инструментария (Luscher,
1969, 1993, 1996; Дорофеева, 1970; Веккер, 1981; Аминев,
1982; Филимоненко и соавт., 1982; Бажин, Эткинд,
1985; Тимофеев, Филимоненко, 1995).
Психологическое объяснение
перечисленных фактов требует не столько
знания механизмов цветоразличения, сколько
соотнесения их с психологическими реалиями,
описываемыми такими понятиями, как “образ”,
“значение”, “эмоция”, “мотивация”.
Нетрудно заметить, что принятое в физике,
психофизиологии и психофизике сенсорных
процессов определение цвета никак не
соотносится с перечисленными понятиями. В
психофизике сенсорных процессов предметом
изучения являются соотношения между
физическими параметрами стимуляции и
характером цветовых ощущений (Стивенс, 1960).
В физиологии сенсорных процессов –
механизмы и законы цветоразличения (Измайлов,
Соколов, Черноризов, 1989). То же и в
колориметрии (Ивенс, 1964; Шашлов, 1986). Таким образом, несмотря на то, что
цвет является объектом
изучения в ряде разделов общей психологии и
смежных дисциплин, фактически, сам он не
стал предметом исследования ни в одной из
них. Сказанное означает, что Цвет
в настоящее время не является
психологическим понятием! На наш взгляд,
это приводит к тому, что за рамками
психологического рассмотрения остается
вся предметная область, очерчивающая
феномены, связанные с собственно восприятием
цвета: его
воздействием на человеческое состояние и
эмоции, его связь со значениями, та роль,
которую он играет в динамике человеческих
потребностей и образе мира, роль цвета в
дизайне, рекламе, живописи и медицине. И это
несмотря на то, что все феномены
представляют собой психические реалии.
Необходимым стимулом к развитию
психосемантики Цвета служит
методологическая ограниченность имеющихся
в данный момент дисциплин (ограничение их
предметных областей, теоретического и
методического инструментария) не
позволяющая ассимилировать (объяснить)
появляющиеся и уже известные факты,
связанные с восприятием цвета и его
воздействием на человека. Примером здесь
может служить факт существования
закономерных связей между параметрами
цветового стимула и эмоциональным и
физиологическим состоянием человека (Goldstein,
1942; Guilford, 1934; 1939; Gerard, 1958). В современных
учебниках по восприятию не принято
рассматривать такого рода закономерности.
Это же справедливо и в отношении другого,
тесно связанного с перечисленными,
феномена: наличия устойчивых семантических
характеристик различных цветов (Lewinski, 1938;
Osgood, 1969; Устинов, 1984; Сафуанова, 1994; Измайлов:
1995). Результат подобной научной
ограниченности ярче всего проявляется,
когда речь заходит о проблемах
изобразительного искусства. Фактически
современная научная теория цвета, как она
предстает со страниц академических
журналов и учебников психологии, не знает
того Цвета, с которым на протяжении
столетий работают художники.
К достаточным условиям для
оформления психосемантики цвета как
самостоятельной научной дисциплины
следует отнести и перечисленные выше факты:
1) большое количество исследований и
исследователей, осваивающих эту новую
предметную область; 2) большое количество
фактов и закономерностей, лежащих вне
границ предметных областей психофизики,
психофизиологии цветового зрения и
колориметрии, но непосредственно
относящихся к восприятию Цвета; 3) насущная
потребность в обобщении этих данных и
непротиворечивом объединении их со
знаниями, полученными “ненаучным”
эмпирическим способом многими поколениями
художников и отрефлексированными в
современном искусствоведении; 4)
практическая потребность, ощущаемая в
таких прикладных областях психологии как
психодиагностика, психология рекламы и
психология искусства, и т.д.
Разумеется, обозначенные
необходимые и достаточные условия развития
психосемантики цвета не могут “автоматически”
привести к ее созданию. Необходимо время
для формулировки предмета и определения
методической и методологической базы, а
также консенсуса многих исследователей в
отношении перечисленных позиций.
Предлагаемое учебное пособие мы
рассматриваем как попытку нащупать такой
консенсус.
К ряду нерешенных проблем
в данной области следует отнести сам факт
восприятия Цвета человеком как
представителем биологического вида:
каковы преимущества, создаваемые этим
свойством? Являются ли они собственно
биологическими или в большей степени
сказываются на этапе культурного развития?
Один из ключевых вопросов цветосемантики –
при признании конечного количества “фокусных”
цветов (Berlin, Kay, 1969; Фрумкина, 1984) – состоит в
доказательстве существования конечного
набора “фокусных” контекстов их
символической интерпретации: только при
условии существования конечного набора
контекстов есть надежда создать
исчерпывающий “словарь” значения цветов.
Альтернатива состоит в исследовании
закономерностей межконтекстуальных
переходов при неограниченном множестве
контекстов.
Вопросы для самопроверки:
1.
Обоснуйте необходимость
психосемантики цвета как самостоятельного
раздела психологии восприятия.
2.
В чем отличие психосемантики цвета от
психологии сенсорных процессов?