На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

Яньшин Пётр Всеволодович

Психосемантический анализ категоризации цвета

в структуре сознания субъекта

 

Доклад на защите диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии

 

Уважаемый председатель диссертационного совета! Уважаемый секретарь диссертационного совета, члены диссертационного совета и все присутствующие!

Предметом этого краткого доклада является психосемантика цвета, психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта.

Цвет – явление загадочное. С истоков культуры человек стремился овладеть способностью цвета влиять на душевное состояние и использовал цвет в как орудие создания комфортной среды обитания и искусственного воссоздания реальности в изображениях. Оглянувшись вокруг вы увидите, что все окружающие нас предметы имеют окраску, и у большинства эта окраска искусственная. Наивысшим достижением в овладении цветом является изобразительное искусство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические свойства цвета (Itten,1970; Кандинский,1990; D’Herbois, 1979). Однако наиболее ранние способы использования цвета связаны с его символической функцией (Тернер, 1983; Заан, 1996; Birren, 1961; Тернер, 1983; Заан, 1996; Серов, 1990; Бенц, 1996; Миронова, 1993 и др.).

Сказанное объясняет специфику постановки проблемы в нашем исследовании. Главная проблема психосемантики цвета есть проблема существования и источников (причин) цветовых значений. В диссертации фокус рассмотрения переносится с причин и закономерностей возникновения цветовых ощущений (что традиционно является предметом психофизиологии и психофизики) на анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта, на причины и закономерности существования цветовых значений, правила их порождения и функционирования.

В отечественной психологии системные исследования в этой области до сих пор не проводились. На наш взгляд, слабость позиции психологов в области изучения цвета определяется отсутствием его (цвета) психологического определения. Это делает актуальным изучение цвета как психологического явления, введение цвета в границы предметной области психологии. Здесь значение традиционно рассматривается в ряду таких исконно психологических объектов, как мотив, эмоция, представление, образ. Знания о цветовой семантике востребованы во многих прикладных областях психологии, таких как психодиагностика, психология рекламы, психология искусства, инженерная психология, а также в медицине. Однако наши знания о закономерностях формирования цветовых  значений, особенностях воздействия цвета на психологическое состояние, многообразных связях цветов с эмоциями еще очень несовершенны.

В связи с этим позвольте привести первый эпиграф, предваряющий текст диссертации, и принадлежащий музыканту и философу Хазрат Иннайят Хану: Первый вопрос, возникающий в сознании умного человека, таков: что есть в звуке и цвете, что взывает к человеку?

Вышесказанное, на мой взгляд, и определяет актуальность предпринятого нами исследования.

Объектом диссертационного исследования является эмпирическая область многообразных взаимодействий цвета с сознанием субъекта. Цвет исследуется в аспекте доступности его интерпретации субъектом, в его соотнесенности с такими «неперцептивными» категориями, как физиологические реакции, эмоции, чувства, идеи, морально-этические категории.

Методологической основой исследования являются теоретические положения И.В. Гёте о существовании «чувственно-нравственного действия цветов» (См. схему 6) и базовые теоретические положения отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, Л.М. Веккер, А.Г. Асмолов, С.Д. Смирнов, В.В. Столин, А.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко, Е.Ю. Артемьева, А.Г. Шмелев, А.Д. Логвиненко и др.), служащие теоретической основой экспериментальной психосемантики.

Из этих положений назову лишь главные: принцип деятельностного опосредования в семантическом анализе значения; положения о сознании как единстве значения, чувственной ткани и личностного смысла; о глубинной амодальности образа мира; о психологической структуре значения как системе дифференциальных признаков; о понимании как встречном порождении.

Схема 1 иллюстрирует многоаспектность проблемы цветовой семантики.

В диссертационном исследовании ставится цель: исследование категориальных структур, опосредующих формирование цветового значения, и построение экспериментально выверенной семантической модели цветового образа.

Главным формулируемым нами методологическим принципом является следующее утверждение: семантические закономерности, выявляющиеся в частных психологических экспериментах по цветовой семантике, отражают общие закономерности и механизмы репрезентации субъекту целостного образа мира. Сами эти механизмы и закономерности являются превращенной формой закономерностей объективного мира, органичной частью которого является и воспринимающий субъект.

Методическим принципом при проведении экспериментальных исследований служит принцип исследования значений цветов «в режиме их употребления» (В.Ф. Петренко). Мы исследуем цвет как образ, или «предметный» цвет, в естественных условиях восприятия нормально светоадаптированным глазом.

При изучении неосознаваемых компонентов цветовых значений применяются приемы: измерение порогов восприятия цветов, измерение критической частоты слияния мельканий цветов (КЧМ), субъективное предпочтение цветов - в связи с психологическими характеристиками субъекта. При исследовании отображения значений цветов в сознании используется модель эксперимента с параллельным шкалированием объектов и метод управляемой проекции (В.В. Столин).

Стратегия построения исследования состоит в изучении устойчивых семантических проекций цвета в различные категориальные контексты.

Этапность исследования следующая:

1)     Доказательство существования непроизвольных физиологических реакций на цвета.

2)     Доказательство симметричности непроизвольных реакций (вариация высоты порогов) и произвольных форм поведения (предпочтения цветов, гетеро- и самоатрибуция цветов) в связи со сходными психологическими и эмоциональными состояниями.

3)     Изучение контекстной специфичности цветовых значений.

4)     Историко-психологическое исследование константности коннотативных значений цветов.

 

Основные гипотезы исследования состоят в следующем:

1.       Категоризация цвета в сознании субъекта имеет уровневую структуру. Это позволяет интерпретировать цветовые значения в «терминах» физиологических реакций, эмоциональных состояний, «идей» или моральных категорий.

2.       Между цветовым ощущением и соответствующим эмоциональным тоном существуют «двусторонние» взаимосвязи, что определяет возможность взаимного отображения содержания и даже их взаимопорождения.

3.       Глубинный уровень категоризации цвета основан на неосознаваемых непроизвольных физиологических реакциях организма на цветовые раздражители.

4.       Цветовая константность образа закономерно нарушается в зависимости от эмоционального состояния субъекта.

5.       Цвета в представлениях являются формой репрезентации эмоций, что закономерно отображается в развитые формы эмоциональной лексики.

6.       При прогнозировании психологического воздействия цвета помимо устойчивых значений цветов необходимо учитывать специфический контекст, или категориальную установку субъекта восприятия.

В общей сложности в экспериментах приняло участие свыше 800 человек в 14 сериях, а при стандартизации ЦСМ – более 3000. Большинство результатов проверены дублирующими сериями экспериментов на независимых выборках испытуемых.

Структура и содержание работы.

Диссертация состоит из введения, восьми глав, заключения, списка литературы и девяти приложений. Она изложена на 394 страницах, из них 344 страницы основного текста. Основной текст содержит 8 рисунков, 8 диаграмм, 25 таблиц. Приложение содержит 32 таблицы. Список литературы содержит 247 наименований, из них 55 на иностранных языках.

 Оставшееся время доклада будет посвящено раскрытию тезисов, вынесенных на защиту, что позволит кратко ознакомить Вас с результатами диссертационного исследования.

Как говорилось выше, значение нами понимается как иерархически организованная структура дифференциальных признаков. В соответствии с этим положением категориальные структуры, классифицирующие цвет на разных уровнях репрезентации его субъекту, сами и являются «означаемым» цвета как символа. Следовательно, весь спектр реакций на цвет – физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, поведенческих  и т.п., при условии их константности в определенных контекстах, - представляет собой искомое содержание цветового значения.

Согласно третьей гипотезе, базисом, определяющим семантическую константность цветовых значений, являются непроизвольные физиологические реакции на цвета. Эта гипотеза доказывается в экспериментах, изложенных во второй и третьей главах диссертации. Это: 1) изучение связи предпочтения цветов теста М.Люшера в связи с психологическими характеристиками испытуемых; 2) исследование связей между предпочтением четырех основных цветов и порогами их восприятия; 3) исследование влияния тонуса вегетативной нервной системы на предпочтение цветов; 3) исследование связи порогов восприятия цветов с психологическим состоянием и характеристиками личности субъекта. Вывод: цвета специфически классифицируются уже на уровне непроизвольных физиологических реакций. Первая гипотеза (об уровневой организации цветового значения) также подтвердилась при сопоставлении предпочтения цветов теста М. Люшера с различными уровнями регуляции поведения.  (Это иллюстрирует Схема 3).

В соответствии с четвертой гипотезой (о нарушении цветовой константности восприятия) в ходе указанных экспериментальных серий был обнаружен любопытный феномен, обозначенный нами как «феномен перцептивного приписывания цвета воспринимаемому образу», который мы квалифицируем как нарушение цветовой константности образа под влиянием психологического состояния и настроения. Наиболее рельефно он проявился в «обнаружении» испытуемыми в желтом эталоне отсутствовавшего синего оттенка. Другой важный результат состоял в наличии устойчивых во времени связей между характеристиками личности и широтой периферических порогов для четырех основных цветов. Таким образом,. люди с разной структурой личности и в разном эмоциональном состоянии склонны видеть мир буквально в разном цвете, или как бы через разные цветные фильтры, «обрезающие» различные участки видимого спектра.

Эти факты в сопоставлении с литературными данными по воздействию цвета на психологическое и физиологическое состояние позволил сформулировать следующий вынесенный на защиту тезис:

Приписывание цвету свойства психологического воздействия (определенного настроения, способности возбуждать или успокаивать и т.п.) происходит по тем же закономерностям, что и перцептивное приписывание воспринимаемому образу определенного цвета (нарушение цветовой константности восприятия) под влиянием актуального психологического состояния. Операторами изменений при этом выступают уровень психологического тонуса и эмоциональное состояние субъекта.

(Схема 2)

Сопоставление выявленных фактов с данными по ассоциированию и многомерному и семантическому шкалированию цветов (четвертая глава) свидетельствует о существовании относительно устойчивых проекций физиологического компонента целостной реакции на цвет в структуру развитых форм (вербальных) значений, в формы эмоциональной лексики. Важное подтверждение экспериментальной феноменологии содержится в речевой метафорике, буквально отражающей выявленные закономерности: «мрачное настроение», «радужное настроение», «розовые очки», «синий понедельник» и т.п. (Это и иллюстрирует Схема 2). Сказанное обосновывает вывод о закономерном участии эмоций, как и других личностных детерминант, в формировании перцептивного цветового образа (колорита восприятия). Этот вывод также соотносится со второй гипотезой исследования.

Согласно пятой гипотезе, цвета в представлениях являются формой репрезентации эмоций. Эта гипотеза доказывается сопоставлением закономерностей перцептивного приписывания (как непроизвольной формы искажения колорита воспринимаемого образа) с закономерностями цветовой гетеро- и самоатрибуции. Последняя состоит в произвольном приписывании характеру значимого другого или себе самому того или иного цвета. Вывод: цветовой портрет и автопортрет являются формой выражения (визуализации) эмоционального отношения к значимому другому и самому себе, опосредованной относительно устойчивыми эмоциональными значениями конкретных цветов. Кроме того, человек внутренне определенным образом ориентирован к цветам, а изменение этой ориентации прямо соответствует нарушению внутренней ориентировки (психологической дезадаптации).

Исследование соответствий зрительной, вкусовой и обонятельной модальностей подтверждает закономерную взаимную проекцию содержания указанных модальностей, а историко-культурное исследование доказало семантическую константность коннотативных характеристик белого, красного и черного цветов в обозримой исторической перспективе (2 – 3 тыс. лет). Напомним, что синестезия и коннотативный уровень категоризации, как доказали многие исследования (Петренко, Артемьева, Шмелев, Осгуд, Маркс), тесно взаимосвязаны. Эти факты указывают на существование амодальных перцептивных эталонов восприятия цветов.

Совокупность изложенных фактов позволяет сформулировать второй тезис, вынесенный на защиту: 

Цвет, безотносительно к окрашенному им предмету, является самостоятельной системой ориентации в действительности, способной осуществлять комплексное изменение функционального состояния субъекта минуя сознание, а также сигнализировать об этом изменении.

Рассматривая цвет как образ, мы обязаны указать его предметное содержание, выраженное в предметных значениях. Логика рассуждений состоит в следующем. В феномене перцептивного приписывания колорит воспринимаемого образа отражает эмоциональное состояние субъекта. В феномене цветовой атрибуции предметным содержанием цветового портрета является эмоциональное отношение к оцениваемому объекту. В обоих случаях цветовой образ (колорит) является аналогом высказывания, т.е. допускает закономерную «проекцию» своего содержания в категориальную систему развитых форм (вербальных) значений. Фактически мы наблюдаем описанный художником В. Кандинским переход от «физического действия краски к психической силе краски, рождающей вибрацию души».

Вышесказанное служит основанием третьему вынесенному на защиту тезису:

Цвет и эмоции формируют единую семантико-семиотическую систему. Эмоциональный компонент, закономерно соотнесенный со словесным значением (названием эмоции, психологическим состоянием), правомерно рассматривать в качестве специфического предметного содержания цветового образа.

Совокупность изложенных фактов, и тех, которым не нашлось места в связи с временными ограничениями доклада, обосновывают первый, основной, тезис диссертационного исследования:

Цветовое значение сформировано категориальными структурами, классифицирующими цвета на разных уровнях их взаимодействия с целостным субъектом, и устойчивыми правилами порождения и трансляции этой классификации в категориальные структуры развитых систем (словесных) значений. Конкретный цвет обращен ко всей чувственной «вертикали» - от неосознаваемых физиологических регуляторных механизмов поведения вплоть до области предметных чувств, актуализируя и связанные с ним неэмоциональные ассоциации. В процессе цветовой символизации важная роль принадлежит механизму синестезий, понимаемому как механизм семантической взаимотрансляции содержания различных модальностей. Это определяет возможность порождения нового смысла в соответствии с конкретным контекстом и обеспечивает колоссальную потенциальность цвета как символа и средства экспрессии.

В заключительной части седьмой главы обосновывается семиотическая схема цветовой сигнификации и строится уровневая модель цветового значения. (Схема 4).

Последняя глава диссертации посвящена доказательству конструктной и конкурентной валидности, а также установлению ретестовой надежности разработанного нами метода взаимной цветовой оценки в группе, или Цвето-социометрического метода (ЦСМ).

ЦСМ создавался как технологичная процедура комплексного измерения эмоционального состояния группы, совмещающая достоинства проективного метода и психометрического теста. В основе диагностической процедуры лежит метод косвенного шкалирования в форме цветовой взаимооценки на основе субъективного предпочтения цветов теста М. Люшера – групповая форма ЦТО А.Эткинда (Бажин, Эткинд, 1985; Эткинд, 1987). В результате мы имеем шесть типов по­казателей, с разных сторон характеризующих эмоциональное состояние группы и каждого ее члена (их перечень приведен в Таблице данных по ретестовой надежности).

Нами разработана также специальная компьютерная программа обработки данных ЦСМ.

Валидизируемым конструктом является предложенное Я.Л. Коломинским понятие «взаимоотношение». Результаты четырех экспериментальных серий доказали, что основной показатель ЦСМ точно отражает указанный теоретический конструкт. Дополнительные серии конкурентной валидизации подтвердили связь показателей ЦСМ с социально-психологическими и индивидуально-психологическими характеристиками учеников учебных классов средней школы. Эти результаты свидетельствуют о хорошей конкурентной валидности Цвето-социометрического метода и его дифференциально-психологических возможностях.

Исследование ретестовой надежности ЦСМ превзошли самые смелые ожидания (См. таблицу данных по ретестовой надежности). В сочетании с данными по конструктной и конкурентной валидности, они позволяют отнести ЦСМ в разряд собственно тестовых групповых процедур, поскольку отражают весьма низкую стандартную ошибку измерения всей процедуры в целом. Устойчивость показателей позволяет также говорить о высокой прогностической валидности ЦСМ вне зависимости от возраста, и о семантической стабильности многих его показателей в интервале от 6 – 7 до 16 – 17 лет. Это обосновывает пятый вынесенный на защиту тезис.

Помимо тезисов, вынесенных на защиту, результаты теоретических обзоров и экспериментальные факты диссертационного исследования отражены в 12 теоретических и восьми прикладных выводах.

На этом, коллеги, позвольте завершить мое выступление.

Благодарю за внимание.

 

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz