На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

 

Первый вопрос, возникающий в сознании умного человека, таков: что есть в звуке и цвете,   что взывает к человеку?

                  Хазрат Иннайят Хан. "Мистицизм звука".

 

“В ней – наше зеркало. Смотри, как схожи

Душевный мир и радуги убранство.  

Та радуга и жизнь – одно и то же!”

                     Гёте. "Фауст". Часть 2. Акт I.

 

“Так же, как в мире наших ощущений цвета являются интервалом между незримыми светом и тьмой, так и в мире наших чувств мы имеем внутреннюю радугу, которая рождается между внутренним светом и внутренней тьмой… Именно в эту сферу мы вступаем, когда имеем дело с цветом, ибо Цвет и Чувство – две стороны одной медали”

                        Collot d’Herbois. Colour.

Введение

Цвет – феномен загадочный. Он сопровождает нас повсюду каждое мгновение. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Цвет – источник многих парадоксов мышления. Он ставил и еще долго будет ставить в тупик своих исследователей. У подавляющего большинства людей Цвет вызывает положительные эмоции и любопытство, которое люди очень умело научились друг от друга скрывать. Почему? Можно предположить, что в этом повинна школьная программа физики, где Цвет определяется как элементарное и прозаичное, а главное, – полностью объясненное явление, что проявлять к нему любопытство просто неприлично. Несмотря на значительный прогресс в понимании специфики психического как особого объекта, наделенного своими, не сводимыми к биологическим или физическим, объективными законами порождения и функционирования (Л.С.Выготский, К.Г.Юнг, П.Т. де Шарден, С.Л.Рубинштейн, Л.М.Веккер, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, С.Гроф и мн. др.), в вопросе о сущности Цвета по-прежнему доминируют представления, восходящие к идеям механистического рационализма “Оптики” Исаака Ньютона.


*   *   *

Пособие предваряют три эпиграфа. Авторы их не были приверженцами сциентистского[1] взгляда на мир, но они с полным правом могут быть названы естествоиспытателями, исследователями, которые умели внимательно наблюдать и точно формулировать свои мысли. Первый, Хазрат Иннаят Хан, индийский музыкант, мусульманин, суффий. Его суждение прекрасно подходит в качестве постановки проблемы и выделения предмета исследования. Ключевое слово здесь – “взывает”. “Взывать” – значит, обращаться на понятном для другого языке с целью привлечь внимание и сообщить что-то важное, побудить к каким то действиям или размышлениям. Что же в Цвете обращено к нашему пониманию? На каком языке и о чем он нам сообщает? К чему побуждает? Что нас объединяет с Цветом?  Эти на первый взгляд метафорические вопросы на языке современной психологии формулируются во вполне определенную проблему изучения семантики Цвета, изучения его объективных значений.

Во втором афоризме гений Гёте объединяет три аспекта нашего существования: цвета радуги, душевный мир и жизнь. Это как бы формулировка методологии[2] исследования – метода научного мышления, способного привести исследователя к положительному результату. Гёте указывает на сходство означенных аспектов, но не по аналогии, а по подобию.[3] Для психолога этот метод формулируется как установление объективной связи между феноменологией восприятия цвета и психологическими категориями, соотносимыми с жизнью психологического субъекта – его образом мира, регуляцией поведения и деятельности в целом. Третий афоризм принадлежит перу художницы и педагога Лианы Колло Д’Эрбо. В нем конкретизируется объект исследования, связывается перцептивный феномен с радугой человеческих переживаний как две стороны одного и того же явления, утверждается не аналогия, а изоморфизм[4] цветов и эмоциональных феноменов.

Отправным в нашем учебном пособии является тезис о существовании у цветов естественных (натуральных) значений, природа которых представляется во многом загадочной, а источники находятся вне культурно-исторического поля. Это онтологическое[5] допущение – первое из двух.

Если цвета наделены значениями, т.е. несут некое психологическое содержание, их изучение требует выхода за пределы строго механистического каузального подхода, сформулированного в классической физике. Главная методологическая предпосылка развиваемого в пособии подхода состоит в том, что наличие и специфика цветовой семантики отражает бытие человека в мире, контакт субъекта с миром, и обеспечивает адекватное отражение объективной реальности на различных уровнях репрезентации субъекту образа этой реальности. Это требует ввести второе онтологическое допущение – о существовании Цвета не столько в форме субъективных ощущений и образов, но и как объективного аспекта реальности, предметного свойства объектов. В пособии Цвет последовательно рассматривается как один из атрибутов объективной действительности (Гегель, 1977; Гёте, 1920; Schechtel, 1943; Рубинштейн, 1973, Свасьян, 1983), несводимый к характеристикам субъективного ощущения. Вместе с тем Цвет рассматривается не в аспекте закономерностей цветоразличения, как это принято в психофизиологии или колориметрии (Стивенс, 1960; Ивенс, 1964; Пэдхем, Сондерс, 1978; Соколов, Измайлов, 1984; Шашлов, 1986 и др.), а в аспекте доступности его интерпретации, в его соотнесенности с неперцептивными категориями, такими как психофизиологические реакции, эмоции, чувства, идеи, установки, морально-этические категории, т.е. так, как он столетиями рассматривался художниками.

В русском языке слово “цвет” имеет двоякий смысл: (1) совокупность всех видимых оттенков (обозначается в тексте словом Цвет с заглавной буквы) и (2) конкретный оттенок. Этимология названия пособия в соответствии со словарной традицией может быть представлена как “Введение в душевное значение отдельных оттенков цветов и Цвета как целого”. Аналогично и проблема психосемантики Цвета распадается на два тесно взаимосвязанных теоретических аспекта: (1) вопрос о роли восприятия цвета для человека (онтология) и (2) исследование структуры конкретный цветовых значений (семантика). В качестве синонимов к психосемантике цвета можно указать сциентонимы “Психология цвета”, “Цветопсихология”.

Объектом психосемантики цвета выступает эмпирическая область многообразных взаимодействий Цвета с целостным субъектом. Аспектами такого взаимодействия являются: 1) характеристики воздействия цвета на физическое состояние, протекание физиологических и химических процессов в организме; 2) особенности изменения восприятия времени, веса, температуры и прочих параметров окружающей среды под воздействием цвета; 3) влияние цвета на эмоциональное состояние человека; 4) связь между эмоциональным состоянием человека и его отношением к определенным цветам; 5) связи между предпочтением цвета и порогами его восприятия; 6) связи между эмоциональным состоянием и характеристиками цветового восприятия; 7) закономерности ассоциирования цветов; 8) закономерности семантического и многомерного шкалирования цветов; 9) структура цвето-эмоциональных семантических пространств; 10) закономерности проекции цветовых ощущений в контекст других модальностей; 11) закономерности цветовой гетеро- и самоатрибуции.

В качестве объекта исследования Цвет представляет собой уникальный феномен, единственный в своем роде. Цвет – это “место, где сходятся наш мозг и универсум”, цитирует Сезанна французский философ М.Мерло-Понти (Мерло-Понти, 1992. С. 42). Цвет – это первое, с чем сталкивается наше зрение при восприятии мира. Согласно Гёте, мир представлен нам первоначально в качестве цветовых плоскостей, из которых наш глаз вычленяет формы предметов. Такое представление не расходится с современными представлениями об этапах процесса восприятия. Согласно А.Д.Логвиненко, наиболее общим определением проксимального[6] стимула можно считать световой поток, попадающий в глаз наблюдателя и несущий информацию о физических объектах (Логвиненко, 1985). На самом деле этот поток не световой, а цветовой, поскольку “свет” в точном смысле слова – это абстрактный теоретический конструкт и, как таковой, не доступен восприятию. Человеческий глаз способен воспринимать только цвета. Таким образом, Цвет – это фундаментальный природный феномен, непосредственно доступный нашему зрению.

О том, что это предельный феномен свидетельствует и то обстоятельство, что конкретный цветовой оттенок не имеет и не может иметь рационального определения. “Несмотря на очевидность понятия, общепризнанного определения термина “цветовой тон” нет” (Шашлов, 1986. С. 24). Одно из определений дается в такой форме: “цветовой тон – это характеристика цвета, определяющая его сходство с известным цветом (неба, зелени, песка и т.д.) и выражаемая словами: “синий”, “зеленый”, “желтый” и т.д.” (Там же). На цвет можно только указать, предполагая, что другой человек способен его воспринять так же, как и Вы. Слепому невозможно объяснить (т.е. перевести в рассудочные понятия), что такое Цвет. В этом состоит уникальность феномена Цвета: он адресован не рассудку, а всецело – нашему восприятию и переживанию.

Предметом психосемантики цвета выступают сущность Цвета как естественного семантического объекта и семантическая структура цветового образа.

В качестве цели психосемантики цвета выступает экспериментальное исследование структуры цветового значения и построение экспериментально выверенной семантической модели цветового образа.

Структура пособия

Учебное пособие написано в монографическом стиле. Это объясняется в первую очередь дискуссионностью излагаемого в нем материала, способа постановки и путей разрешения проблем психосемантики цвета. На наш взгляд, по-другому и не может выглядеть учебное пособие по дисциплине, которая находится в стадии своего становления. Это авторский курс, рассказывающий о результатах научно-исследовательской программы, проводимой в течение более десяти лет автором и его помощниками из числа студентов и дипломников факультетов дефектологии и психологии Самарского государственного педагогического университета. Автор выражает всем им искреннюю благодарность за преданность проблеме цвета и проделанную ими кропотливую работу по сбору и анализу данных.

Структура пособия подчиняется главной цели: продемонстрировать, как естественные значение цветов разворачиваются в различных контекстах, выражаясь на бессознательном и осознанном уровне.

В первой главе происходит краткое знакомство с эволюцией цветового анализатора, современными представлениями о природе цветового зрения, разными подходами к определению понятия “Цвет”. В этой главе дается общая методология гуманитарного научного подхода, характерная для данного пособия.

Вторая глава преследует цель доказать многообразие связей цветов с психологическими реалиями. В ней мы рассматриваем некоторые закономерности предпочтения цветов в связи с тремя психологическими характеристиками: светлотой, тоном и насыщенностью, и психологическими особенностями субъекта.

Третья глава посвящена малоизученной проблеме воздействия цветов на психологическое и физиологическое состояние, а также обратной зависимости – восприятия цвета от психологического состояния субъекта. Эти эффекты лежат всецело в области бессознательных феноменов.

Четвертая глава посвящена исследованию закономерностей гетеро- и самоатрибуции цветов. Здесь демонстрируется, как эмоциональное отношение и самоотношение визуализируется в форме цветового портрета и автопортрета; исследуются связи цветов с объективными характеристиками личности оцениваемого субъекта.

В пятой главе исследуется проблема семантической константности цветовых значений на примере красно-бело-черной символизации, а также закономерности синестетических взаимосвязей восприятия цветов с обонятельной и вкусовой модальностями.

 В шестой главе формулируется определение цвета как объекта психосемантического исследования и строится семантическая модель цветового образа.

Вопросы для самопроверки:

1.  Что является предметом психосемантики цвета?

2.  В чем различие предмета психосемантики цвета от других дисциплин, изучающих Цвет?

3.  В какой эмпирической области лежит объект психосемантики цвета?

4.  В чем специфика Цвета как объекта исследования?

Литература для дополнительного чтения:

Кравков С.В. Глаз и его работа. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 531с.

Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. 175 с.

Шашлов Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. М., 1986. 280 с.

Хазрат Иннаят Хан. Мистицизм звука. М.: Сфера, 1998. 329 с.

Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996. 218 с.

 


[1] Сциентизм (от лат. scientia – наука) – абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества (Краткая философская энциклопедия, 1994).

[2] Метод (от греч. methodos – путь, исследование, прослеживание) – способ достижения определенной цели, совокупность приемов практического или теоретического освоения действительности (Краткая философская энциклопедия, 1994). Методология, или учение о методе – исследование метода, особенно в области философии и в частных науках, и выработка принципов создания новых, целесообразных методов (Там же).

[3] Согласно Берталанффи, задача общей теории систем – нахождение гомологии и исключение аналогии (Рыбалов, Россолимо, 1997).

[4] Изоморфизм (греч. isos – равный, одинаковый; morphe – вид, форма) – эквивалентность строения систем объектов; отношение, при котором каждому объекту, свойству и отношению между объектами одной системы взаимно однозначно соответствует некоторый объект, свойство и отношение между объектами другой системы (Логический словарь Дефорт, 1994).

[5] Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – понятие, разум) – учение о бытии.

[6] В соответствие с установившимися взглядами на процесс восприятия, стимулы делятся на “дистальные”, существующие “вне” субъекта восприятия, и “проксимальные”, в качестве которых обычно рассматривают непосредственный  “отпечаток” физического воздействия в периферическом отделе анализатора.

 

 

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz