На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

5.2. Исследование семантических взаимосоответствий цвета со вкусами и запахами

Коннотативные значения не усваиваются в онтогенезе, а основаны на генетически фиксированном механизме синестезий, в чем сходится большинство их исследователей (Osgood, 1969; Marks, 1975; Петренко, 1987; Шмелев, 1983). Между тем коннотативные значения – это именно значение, поскольку осуществляют процесс обобщения стимуляции на основании специфических реакций индивида, являясь основой классификации.

Значения также являются формой трансляции знания. Если принять во внимание, что означенная эмоциональная категоризация имеет объективную основу, следует признать, что человек является обладателем поистине драгоценного наследства - опыта своих биологических предков, который при этом выступает в форме специфического знания, доступного осознанию. В строении скелета живого существа, в структуре его мышц и сухожилий содержатся “знания” о законах тяготения, вся классическая физика. Так же система пищеварения “знает” органическую и неорганическую химию. За плечами “биологического” человека стоит миллионнолетняя история развития его вида, все представители которого, напомним, видели мир цветным[1]. Как стало ясно из исследований связи особенностей восприятия цвета с психологическим состоянием,  “организм” человека прекрасно знаком с Цветом. Сегодня человек снова получает доступ к своему архетипическому опыту в форме научного эксперимента по соотношению цветов и эмоций или выявлению трехчастной категоризации, или исследовании синестетических взаимосвязей.

Цель излагаемого исследования состояла в установлении факта и закономерностей взаимосоответствий между цветами и характеристиками вкусовой и обонятельной модальностей. В этих соответствиях мы, помимо внешних ассоциаций, надеялись найти следы врожденных синестетических взаимосвязей. Но в любом случае, выявленные закономерности представляют правила семантической взаимотрансляции материала изучаемых модальностей. Насколько нам известно, в отечественной литературе по исследованию синестезии (Marks, 1975; Галеев, 1982, 1987; Современный Лаокоон, 1992) не представлены результаты подобных исследований.

Процедура исследования. Было использовано 12 образцов цветов в форме полосок бумаги 6х2 см, 20 образцов запахов и 15 образцов вкусов.

Список цветов: розовый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, малиновый, фиолетовый, серый, коричневый, черный.

Список вкусов: сладкий, соленый, кислый, горький, сладко-соленый, кисло-сладкий, кисло-соленый, горько-сладкий, горько-соленый, кисло-горький, щелочной, вяжущий, жгучий, газированная вода, пресный.

Список запахов: кофе, цитрусовый, миндаль, лавровый лист, перец,  горелый, полынь, ванилин, табак, мята, лук, хлорка, канифоль, камфара, спирт, мускус, кока-кола, хвоя, розовый, нашатырный спирт.

Взаимное соответствие цветов и запахов исследовалось в двух раздельных сериях, в которых участвовало по 33 испытуемых обоего пола от 17 до 50 лет. Испытуемым предлагали попробовать жидкость (понюхать запах) и сравнить их с последовательно предъявляемыми образцами цвета. Методом установления связи служила процедура субъективного шкалирования. В зависимости от серии эксперимента испытуемым предъявляли образец либо вкуса, либо запаха, после чего просили оценить в балах его сходство с каждым из 12 цветов. Сравнение проводилось по 4-х бальной шкале, определяющей степень сходства, где “0” – означал отсутствие сходства , “1” – минимальное сходство, “2” – достаточно значимое сходство и “3” – максимальное сходство.

Результаты шкалирования в каждой группе усреднялись, в результате чего были получены матрицы смешения “Цвет–вкус” и “Цвет–запах”. Эти матрицы подвергались кластерному анализу по столбцам и строкам для выяснения “правил категоризации”, или имплицитных правил взаимного соответствия. Помимо установления взаимосоответствий, каждый испытуемый ранжировал по окончании основной сессии цвета и вкусы (запахи) по степени привлекательности. Это в дальнейшем позволило исследовать влияние эмоционального фона (коннотации) на процесс взаимной семантической трансляции материала изучаемых модальностей. Путем сравнения стандартных отклонений по столбцам и строкам выяснялись цвета, вкусы и запахи, служащие наиболее существенными дифференцирующими признаками категоризации.

5.2.1. Исследование цвето-вкусовых взаимосоответствий[2]

В ходе эксперимента были отмечены следующие особенности: испытуемые плохо различали некоторые смешанные вкусы (если их не называли), например, горько-солёный, сладко-солёный (чайная сода); вкусы сладкий и кисло-сладкий вызывали положительную эмоциональную реакцию (это проявлялось в словесных выражениях типа “вкусненькие”, “дайте ещё попробовать”, “можно выпить всё”); вкусы горький, горько-солёный, горько-сладкий, щелочной, пресный вызывали отрицательную эмоциональную реакцию, что проявлялось в спонтанных высказываниях и изменении мимики.

1. Анализ качественного своеобразия цвето-вкусовых взаимосоответствий.

Основанием для установления этих соответствий явилась матрица “смешения” цветов и вкусов, где для каждого вкуса или цвета приведены усредненные для 33 испытуемых результаты семантического шкалирования. По горизонтали “цвет” вкуса, по вертикали – “вкус” цвета.

Дифференцирующая способность вкуса
по отношению к цвету

Стандартные отклонения по столбцам матрицы “смешения” дают представление об изменчивости интенсивности вкусовых синестезий для цветов. Чем выше стандартное отклонение для вкуса, тем больше вариативность вкусовой синестезии, т.е. сила дифференцирующей способности. И наоборот, низкие дисперсии говорят о низкой дифференцирующей способности.

Стандартные отклонения по вкусовым оценкам варьируют от 0.153 до 0.606, т.е. в 3.9  раз, что говорит от различной “чувствительности” разных вкусов к цветовым раздражителям. Наибольшей дифференцирующей способностью обладают: кислый, кисло-сладкий, горький, горько-соленый, пресный. Цвета заметно различаются по этим “характеристикам”. Наименьшей различительной способностью обладают: горько-сладкий, сладко-соленый, щелочь, вяжущий. По этим “качествам” цвета различаются незначительно.

Кластерный анализ проводился по алгоритму средневзвешенного парно-группового сходства в эвклидовом пространстве (Рисунок 5.1).

В пространстве вкусов цвета (жёлтый, красный, оранжевый), вошедшие в I кластер, соответствуют общему для всех кисло-сладкому вкусу. В зрительной модальности признаком их объединения может быть спектральное сходство как “тёплых” цветов. Согласно результатам исследования О.В.Сафуановой (1994), при задаче распознания цвета по его ассоциативным описаниям эти цвета путались между собой. Таким образом, напрашивается вывод о том, что вкусовая модальность плохо дифференцирует цвета, соседствующие в спектре, объединенные по коннотативному (синестетическому) признаку.

Рисунок 5.1.  Результаты кластерного анализа объединения цветов по вкусовым соответствиям

Тоновые различия, впрочем, тоже играют свою роль. Диаграмма расстояний кластеров в эвклидовом пространстве (Рисунок. 5.2), свидетельствует, что различительная способности вкуса монотонно увеличивается пропорционально тоновому различию с красным цветом.

Рисунок 5.2. Диаграмма расстояний кластеров в эвклидовом пространстве.

 

Второй (II) большой кластер состоит из двух сложных  (синий + черный и коричневый + фиолетовый) кластеров и одного простого (зеленый). Чёрный и синий плохо различимы в пространстве вкусов и соответствуют горькому и его сочетаниям с другими вкусами. Эти цвета являются тёмными и имеют отрицательную коннотацию. Цвета в  IV кластере на первый взгляд очень различны. Однако можно видеть, что кластер 3 состоит из цветов I кластера, полученных при субстрактивном[3] смешении с синим (красный превратится в фиолетовый, оранжевый – в коричневый, а желтый – в зеленый).[4]

В кластер III вошли два кластера – серо-голубой (5) и малиново-розовый (6). Здесь, вероятнее всего, определяющим признаком объединения было смешение с белым цветом: в кластере (5) белый смешивали с плохо различимыми в пространстве вкусов чёрным и синим цветами, в кластере (6) – с фиолетовым и красным. Получающиеся при этом цвета (малиновый и розовый) тоже могут быть получены друг из друга добавлением или отнятием белого. Следует отметить, что добавление белого цвета незначительно влияет на изменение степени сходства цветов в пространстве вкусов. Таким образом, можно предположить, что вкусовая модальность “воспринимает” эти цвета, скорее всего, как светлый и ненасыщенные, имеющие низкую степень цветности. Характерно, что в пространстве цветов они соответствуют пресному вкусу, то есть не насыщенны.

На основе кластер-анализа по цветам можно сделать следующие выводы. Вкусовая модальность хорошо дифференцирует тёплые, тёмные и светлый (ненасыщенные) цвета. Присоединение к кластеру цветов, скорее всего, зависит от степени затемнения или разбеления, при этом цветовой тон не имеет большого значения. К цветам, объединённым вкусами в  определённые кластеры, можно применить коннотативные признаки, выделенные Ч.Осгудом. Жёлтый, оранжевый, красный  можно описать как “хорошие”, “активные”, “сильные”. Чёрный, синий, коричневый, фиолетовый, зелёный – как “плохие” “активные”. Голубой, розовый, серый – как “слабые”.

2. Анализ качественного своеобразия вкусо-цветовых взаимосоответствий.

Здесь исследовались столбцы матрицы смешения вкусов и цветов.

Дифференцирующая способность цвета
по отношению к вкусу

Снова использовались стандартные отклонения, но теперь уже по столбцам матрицы смешения. Стандартные отклонения варьируют в среднем от 0.25 до 0.64, т.е. в 2,5 раза. Наибольшей различительной способностью обладает черный, желтый и красный цвета; наименьшей – коричневый, фиолетовый, зеленый.

Кластерный анализ проводился по алгоритму полного объединения в эвклидовом пространстве.

На Рисунке 5.3 мелкие кластеры обозначены арабскими цифрами; римскими цифрами – более крупные. Так, 5-й кластер (кислый + кисло-сладкий) объединяется со вкусом газированной воды и сладким, что составляет очень знакомую группу газированного напитка (III). В пространстве цветов они объединены и описываются жёлтым цветом. Все  вкусы объединяются в один крупный кластер, противостоящий пресному, который и в обыденном сознании противопоставляется всем остальным вкусовым ощущениям. Отдельно стоящий пресный вкус в пространстве цветов соответствует серому, голубому и розовому, т.е. кластеру III рисунка 5.1. Следующий кластер (IV) включает в себя девять вкусов, которые в пространстве цвета могут быть описаны чёрным, синим, коричневым, фиолетовым, зелёным, то есть цветами кластера IV рисунка 5.1.

Вкусы разделяются на неприятные (IV кластер) и приятные (III кластер). Причём, приятные вкусы в пространстве цветов описываются тёплыми цветами, а неприятные – тёмными. Следовательно, в основе этой связи лежит эмоциональный компонент, связь носит коннотативный характер. Неслучайно в приятные вкусы вошли сладкий, кислый, кисло-сладкий, газ-вода, которые изначально предназначены в пищу. А неприятными оказались горькие и пресный, непригодные в пищу.

 
Рисунок 5.3. Кластерный анализ различения вкусов в пространстве цветов. 

Анализируя высокие уровни сходства в кластере IV, можно заметить закономерность: в пространстве цветов горький вкус перебивает (является более сильным “объединителем”) солёный, солёный перебивает кислый, кислый – сладкий. Таким образом, можно сказать, что цвета различают основные вкусы и присоединяют к ним смешанные в определённой последовательности.

Объединение щёлочи и горько-сладкого в пространстве цветов подтверждается тем, что в синтетическом сахаре сода составляет более 60%, и, хотя субъективно щёлочь вызывает ощущение горько-солёного вкуса, испытуемые, скорее всего, реагировали на ее сладкое послевкусие.

В содержании полученных факторов угадывается влияние положительной и отрицательной коннотаций. Для проверки гипотезы о том, что эмоциональная окраска вкуса и цветов может служить транслятором при синестетическом перекодировании из вкусовой в зрительную модальность, нами было проведено дополнительное исследование указанной матрицы смешения вкуса и цвета. Использовались заблаговременно полученные ранжировки цветов и вкусов по “приятности”. Для этого “вектора вкуса”, т.е. каждая строка исходной матрицы смешения, перемножалась на усредненный для всех испытуемых коэффициент “приятности” для каждого цвета, после чего результаты для каждого вкуса суммировались. В результате этой процедуры мы получали новую ранжировку вкусов по предпочтению, восстановленную по весу каждого цвета с учетом его привлекательности.

Коэффициент ранговой корреляции между первоначальной ранжировкой вкуса и новой R = .66, что соответствует уровню значимости р < .007 для n = 15 (столько использовалось вкусов). Это свидетельствует, что в трансляции содержания исследуемых модальностей, как и предполагалось, большую роль играет коннотативный фон вкусовых и цветовых образов.

Для исходной матрицы характерна также заметная аддитивность, по крайней мере, для вкуса. Мы имели шесть смешанных вкусов, т.е. сладко-соленый, кисло-соленый и т.п. Это позволило проверить: будут ли “цветовые портреты” этих смешанных вкусов совпадать с таковыми, полученными путем искусственного смешения “цветовых портретов” соответствующих “чистых” вкусов? Для этого цветовые оценки “чистых” вкусов попарно суммировались, а полученные суммы сравнивались с аналогичными оценками смешанных вкусов. Сходство проверялось ранговой корреляцией Спирмена. Значимая корреляция наблюдалась для четырех сочетаний вкусов: кисло-сладкого (R = .93, n = 13, p < . 000005), кисло-горького (R = .82, n = 13, p < .0006), солено-горького (R = .92, n = 13, p < .00001) , кисло-соленого (R = .72, n = 13, p < .009). Для двух остальных пар корреляции были близки к нулю. Этому есть логическое объяснение. Сочетания вкусов, не подчиняющиеся аддитивности, вызывали у испытуемых несовместимые цветовые ассоциации. Так, сладкий и соленый по отдельности связаны, соответственно, с красным и зеленым (дополнительными цветами), что при смешении должно дать серый (безвкусный). 

На основе кластер-анализа по вкусам можно сделать следующие выводы. Цвета различают приятные вкусы от неприятных, жгучий вкус от остальных. Цвета реагируют на наличие или отсутствие вкуса и хорошо различают основные вкусы. Таким образом, цветовые синестезии вполне “осмысленно” различают вкусовые ощущения. Структура обоих пространств осмысленно взаимно отражается.


[1]  Уже 8 миллионов лет назад наши предки ходили прямо. Трудно представить этот грандиозный отрезок. Для наглядности воспользуемся методом Яна Линдблада (Линдблад, 1991). Если взять длинную мерную ленту с миллиметровым делением, где каждому миллиметру соответствует 100 лет, то десять тысяч лет (тогда возникло земледелие) будет соответствовать 10 см, а первый костяк современного человека – 35 см. 8 миллионов лет – 80 м! Цвет же наши биологические предки воспринимали значительно раньше, чем встали на две ноги.

[2] Дипломная работа  Л.В.Селивановой на ф-те психологии СамГПУ, 1999.

[3] Субстрактивное смешение – смешение “вычитанием”, при котором участки спектра, пропускаемые либо отражаемые красками “вырезаются” из общей смеси. Так смешиваются краски на картине, в результате чего, например, смесь синего и желтого дает зеленый цвет.

[4] Наблюдение принадлежит Л.В.Селивановой.

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz