На главную | Архив | Индекс монографии | Автор Психология и психосемантика цвета
|
Глава 4. Психосемантические закономерности цветовой атрибуцииВ предыдущей главе было установлено, что психологическое состояние субъекта формирует колорит его картины мира. Правомерно предположить, что этот же феномен “раскрашивания” образа существует и во внутреннем плане сознания. Одним из способов объективации цвета, возникшего в чьем-либо представлении (того цветового образа, который формируется в плане представления субъекта как форма визуализации эмоционального состояния) может служить сопоставление этого представления (и соответствующего ему эмоционального состояния) с конкретными образцами цветов. В обыденной речи это аналогично выражениям “красна-девица”, “светлая личность”, “яркая индивидуальность”, “синий чулок”,“темная личность”, “серая индивидуальность”, “воспринимать вещи в розовом (голубом, мрачном) свете” и т.п. В наших экспериментах, излагаемых в данной главе, это методически решается как атрибуция образу значимого другого или себе самому цветов из набора теста М.Люшера. Результату такой атрибуции мы дали техническое название “цветовой (авто-) портрет”. Если наше предположение верно, то это – не метафора, а описание реальных феноменов раскрашивания образа в цвета собственного отношения к воспринимаемому объекту. Теоретическая гипотеза данного исследования состоит в том, что семантические закономерности, опосредствующие формирование цветового (авто-) портрета совпадают с таковыми для эффекта цветового приписывания. 4.1. Субъект-субъектный контекст: “субъективный” аспект цветовой гетерооценки4.1.1. Семантический анализ цветового портрета (гетерооценка)Целью исследования являлось изучение субъективных коррелятов цветового портрета, под которыми подразумевается специфическое отношение, вкладываемое в определенный цвет. Практической целью исследования являлось воссоздание “словаря” эмоциональных значений цветов для использования при интерпретации Цвето-Социометрии как аналога метода групповой оценки личности, либо интерпретации Цветового теста отношений (ЦТО) А.Эткинда. Гипотеза исследования основывалась на том, что каждый цвет в тесте М.Люшера имеет относительно константное коннотативное значение, определенным образом соотносящееся с контекстом его (цвета) использования. В качестве контекста в данном случае выступает ситуация гетерооценки, т.е. приписывания “характеру” значимого другого определенного цветового оттенка. Согласно гипотезе, в этом контексте значение конкретного цвета является носителем определенного отношения, специфичного для каждого оттенка. К настоящему моменту имеется единственная попытка воссоздания эмоциональных значений цвета в контексте оценки личности значимого другого. Эта попытка предпринята А.Эткиндом (Эткинд, 1987; Бажин, Эткинд, 1985) при конструировании его Цветового Теста Отношений. В его эксперименте был использован личностный семантический дифференциал (ЛСД). Информаторы оценивали каждый цвет теста Люшера по шкалам ЛСД, после чего статистически значимые связи между полюсами шкал и цветами рассматривались автором в качестве искомых эмоциональных значений этих цветов. Результаты эксперимента А. Эткинда приведены в Таблице 4.1. Таблица
4.1.
“Личностные” характеристики цветов ЦТО
(По А.Эткинду).
Перечисленные в Таблице 4 характеристики объединяются в три уже знакомых нам фактора Оценка, Сила и Активность, и по содержанию хорошо согласуются с результатами Ч.Осгуда, представленными в Таблице 2 Однако зададимся вопросом: сохраняется ли константность значения цвета, если он выражает эмоциональное отношение к значимому другому, в отличие от процедуры шкалирования цвета как самостоятельного объекта? Необходимо учитывать упомянутые выше субъектный и объектный контексты. Использованный А.Эткиндом способ получения значений цветов с помощью прямого семантического шкалирования не может быть признан полностью адекватным, а результаты валидными по причине неучета выявленной контекстной специфичности, что могло значимым образом исказить результаты его исследования. Наше исследование проводилось на учениках 8-9-х классов[1] в три этапа. 1. Проведение Цвето-социометрии[2] в шести классах 8-й и 9-й параллелей. 2. Отбор 22 учеников (респондентов), использовавших наибольшее количество цветов при гетерооценке. 3. Проведение повторной процедуры ЦТО с респондентами по оценке остального класса с параллельным опросом по 9-и шкальному ЛСД относительно каждого оцениваемого цветом ученика. Каждая шкала имела 7 делений: три положительных и три отрицательных; использовался метод принудительного выбора, когда респонденту запрещается выбирать нулевое значение шкалы. Опрос длился до тех пор, пока не было получено по 30 оценок каждым из 8 цветов теста Люшера. Таким образом, в результате обследования мы располагали 240 гетерооценками, по 30 на каждый цвет, которые следовало соотнести с 240*9=2160 оценками по шкалам семантического дифференциала. Обработка данных проводилась раздельно для каждого цвета, а усредненные результаты были сведены в результирующую матрицу. В Таблице 4 приведены усредненные данные для каждого цвета (по тридцати гетерооценкам), его ранг в индивидуальной раскладке респондента (указан в скобках), и по факторам ОСА 9-шкального ЛСД. В нижних строках приведены элементарные статистики: среднее, сигма, верхний и нижний квартили. Нетрудно заметить четкую тенденцию: все основные цвета и малиновый имеют сугубо положительные коннотаты, а ахроматические цвета и коричневый – отрицательные, что хорошо иллюстрирует Диаграмма 4.1. Эта закономерность повторяет результаты исследования Ф.Адамса и Ч.Осгуда (Adams, Osgood, 1973), выяснившего, что “Цвет” всегда оценивается выше, чем “не цвет”. Но последовательность предпочтения цветов у Ч.Осгуда выглядит заметно иначе. Важно отметить, что хроматические и ахроматические цвета при гетерооценке распадаются на полюса положительного и отрицательного отношения. Интересно также отметить, что не серый и не черный, а коричневый цвет символизирует наиболее негативное отношение к объекту оценки. Наиболее позитивное отношение символизирует зеленый, красный и малиновый. Таблица 4.2.Таблица средних оценок для цветов по рангу в ранжировке по предпочтению и факторам ЛСД.
Диаграмма
4.1.
Величина оценки по фактору “Оценка”
для цветов теста Люшера.
Пояснение к диаграмме: здесь графически представлена часть столбика “Оценка” Таблицы 4.2, относящаяся к характеристикам цветов. Такая поляризация может означать, что цветовой портрет отражает не столько объективные характеристики оцениваемых людей, сколько эмоциональный “ореол”, которым они окружены для респондентов. В данном контексте “цветность”(цветной–нецветной), в силу обнаруженных Ч.Осгудом закономерностей, является маркером субъективного отношения (положительного либо отрицательного). Точно так же можно ожидать, что коннотативные характеристики цветов в контексте гетерооценки отражают не столько собственные значения цветов, сколько эмоциональные характеристики этого “ореола”. Собственные значения цветов, проявляющиеся в нейтральной оценочной ситуации, будут проявляться здесь лишь как “обертоны”. Чем меньше в полученных результатах отражаются собственные значения цветов, тем больше в них отражаются феномены, связанные с межличностным восприятием. |