На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

Глава 4. Психосемантические закономерности цветовой атрибуции

В предыдущей главе было установлено, что психологическое состояние субъекта формирует колорит его картины мира. Правомерно предположить, что этот же феномен “раскрашивания” образа существует и во внутреннем плане сознания.

Одним из способов объективации цвета, возникшего в чьем-либо представлении (того цветового образа, который формируется в плане представления субъекта как форма визуализации эмоционального состояния) может служить сопоставление этого представления (и соответствующего ему эмоционального состояния) с конкретными образцами цветов. В обыденной речи это аналогично выражениям “красна-девица”, “светлая личность”, “яркая индивидуальность”, “синий чулок”,“темная личность”, “серая индивидуальность”, “воспринимать вещи в розовом (голубом, мрачном) свете” и т.п. В наших экспериментах, излагаемых в данной главе, это методически решается как атрибуция образу значимого другого или себе самому цветов из набора теста М.Люшера. Результату такой атрибуции мы дали техническое название “цветовой (авто-) портрет”. Если наше предположение верно, то это – не метафора, а описание реальных феноменов раскрашивания образа в цвета собственного отношения к воспринимаемому объекту.

Теоретическая гипотеза данного исследования состоит в том, что семантические закономерности, опосредствующие формирование цветового (авто-) портрета совпадают с таковыми для эффекта цветового приписывания.

4.1. Субъект-субъектный контекст: “субъективный” аспект цветовой гетерооценки

4.1.1. Семантический анализ цветового портрета (гетерооценка)

Целью исследования являлось изучение субъективных коррелятов цветового портрета, под которыми подразумевается специфическое отношение, вкладываемое в определенный цвет. Практической целью исследования являлось воссоздание “словаря” эмоциональных значений цветов для использования при интерпретации Цвето-Социометрии  как аналога метода групповой оценки личности, либо интерпретации Цветового теста отношений (ЦТО) А.Эткинда.

Гипотеза исследования основывалась на том, что каждый цвет в тесте М.Люшера имеет относительно константное коннотативное значение, определенным образом соотносящееся с контекстом его (цвета) использования. В качестве контекста в данном случае выступает ситуация гетерооценки, т.е. приписывания “характеру” значимого другого определенного цветового оттенка. Согласно гипотезе, в этом контексте значение конкретного цвета является носителем определенного отношения, специфичного для каждого оттенка.

К настоящему моменту имеется единственная попытка воссоздания эмоциональных значений цвета в контексте оценки личности значимого другого. Эта попытка предпринята А.Эткиндом  (Эткинд, 1987; Бажин, Эткинд, 1985) при конструировании его Цветового Теста Отношений. В его эксперименте был использован личностный семантический дифференциал (ЛСД). Информаторы оценивали каждый цвет теста Люшера по шкалам ЛСД, после чего статистически значимые связи между полюсами шкал и цветами рассматривались автором в качестве искомых эмоциональных значений этих цветов. Результаты эксперимента А. Эткинда приведены в Таблице 4.1.

Таблица  4.1.Личностные” характеристики цветов ЦТО (По А.Эткинду).

Цвет

Шкалы личностного семантического дифференциала

Синий:

Честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный,   добрый, спокойный.

Зеленый:

Черствый, самостоятельный, невозмутимый.

Красный:

Отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, суетливый, дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный.

Желтый:

Разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.

Фиолетовый:

Несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.

Коричневый:

Уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный.

Черный:

Непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.

Серый:

Нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.

Перечисленные в Таблице 4 характеристики объединяются в три уже знакомых нам фактора Оценка, Сила и Активность, и по содержанию хорошо согласуются с результатами Ч.Осгуда, представленными в Таблице 2 Однако зададимся вопросом: сохраняется ли константность значения цвета, если он выражает эмоциональное отношение к значимому другому, в отличие от процедуры шкалирования цвета как самостоятельного объекта? Необходимо учитывать упомянутые выше субъектный и объектный контексты. Использованный А.Эткиндом способ получения значений цветов с помощью прямого семантического шкалирования не может быть признан полностью адекватным, а результаты валидными по причине неучета выявленной контекстной специфичности, что могло значимым образом исказить результаты его исследования.

Наше исследование проводилось на учениках 8-9-х классов[1] в три этапа.

1. Проведение Цвето-социометрии[2] в шести классах 8-й и 9-й параллелей.

2. Отбор 22 учеников (респондентов), использовавших наибольшее количество цветов при гетерооценке.

3. Проведение повторной процедуры ЦТО с респондентами по оценке остального класса с параллельным опросом по 9-и шкальному ЛСД относительно каждого оцениваемого цветом ученика. Каждая шкала имела 7 делений: три положительных и три отрицательных; использовался метод принудительного выбора, когда респонденту запрещается выбирать нулевое значение шкалы. Опрос длился до тех пор, пока не было получено по 30 оценок каждым из 8 цветов теста Люшера.

Таким образом, в результате обследования мы располагали 240 гетерооценками, по 30 на каждый цвет, которые следовало соотнести с 240*9=2160 оценками по шкалам семантического дифференциала. Обработка данных проводилась раздельно для каждого цвета, а усредненные результаты были сведены в результирующую матрицу.

В Таблице 4 приведены усредненные данные для каждого цвета (по тридцати гетерооценкам), его ранг в индивидуальной раскладке респондента (указан в скобках), и по факторам ОСА 9-шкального ЛСД. В нижних строках приведены элементарные статистики: среднее, сигма, верхний и нижний квартили.

Нетрудно заметить четкую тенденцию: все основные цвета и малиновый имеют сугубо положительные коннотаты, а ахроматические цвета и коричневый – отрицательные, что хорошо иллюстрирует Диаграмма 4.1. Эта закономерность повторяет результаты исследования Ф.Адамса и Ч.Осгуда (Adams, Osgood, 1973), выяснившего, что “Цвет” всегда оценивается выше, чем “не цвет”. Но последовательность предпочтения цветов у Ч.Осгуда выглядит заметно иначе. Важно отметить, что хроматические и ахроматические цвета при гетерооценке распадаются на полюса положительного и отрицательного отношения. Интересно также отметить, что не серый и не черный, а коричневый цвет символизирует наиболее негативное отношение к объекту оценки. Наиболее позитивное отношение символизирует зеленый, красный и малиновый.

Таблица 4.2.Таблица средних оценок для цветов по рангу в ранжировке по предпочтению и факторам ЛСД.

Цвет

Ранг

Оценка

Сила

Активность

Синий

3.533 (5)

.578

.478

.400

Зеленый

2.767 (1)

1.056

.556

1.211

Красный

3.333 (3)

.800

.844

1.222

Желтый

2.800 (2)

.778

.433

1.089

Малиновый

3.433 (4)

.911

.300

1.178

Коричневый

5.967 (6)

–.822

–.178

.189

Черный

7.333 (8)

–.733

.100

.478

Серый

6.633 (7)

–.500

.011

.567

Среднее

4.475

.258

.318

.792

Сигма          

1.854

.798

.330

.425

25th% 

3.067

–.617

.056

.439

75th% 

6.300

.856

.517

1.194

Диаграмма 4.1.  Величина оценки по фактору “Оценка” для цветов теста Люшера.

Пояснение к диаграмме: здесь графически представлена часть столбика “Оценка” Таблицы 4.2, относящаяся к характеристикам цветов.

Такая поляризация может означать, что цветовой портрет отражает не столько объективные характеристики оцениваемых людей, сколько эмоциональный “ореол”, которым они окружены для респондентов. В данном контексте “цветность”(цветной–нецветной), в силу обнаруженных Ч.Осгудом закономерностей, является маркером субъективного отношения (положительного либо отрицательного). Точно так же можно ожидать, что коннотативные характеристики цветов в контексте гетерооценки отражают не столько собственные значения цветов, сколько эмоциональные характеристики этого “ореола”. Собственные значения цветов, проявляющиеся в нейтральной оценочной ситуации, будут проявляться здесь лишь как “обертоны”. Чем меньше в полученных результатах отражаются собственные значения цветов, тем больше в них отражаются феномены, связанные с межличностным восприятием.


[1] Исследование проделано дипломницей ф-та дефектологии С.Неплох на материале 8-9-х классов школы № 6 г. Самары.

[2] О Цвето-социометрическом методе см.: Яньшин, 1997 а, б; Яньшин, 2000.

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz