На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

4.4. Аутосубъектный контекст: цветовая самоатрибуция

Объектом исследования являлись студенты четвертого курса факультета психологии СамГПУ. Эксперимент проводился  индивидуально с каждым студентом[1].

Сначала испытуемым предлагался полный вариант Цветового теста отношений А.Эткинда, где они ранжировали все 8 цветов в порядке соответствия этих цветов своему настроению, актуальной и идеальной самооценке,  а также дважды, в начале и в конце исследования - ранжировали цвета в порядке предпочтения. Затем испытуемые оценивали собственную личность на данный момент и в идеале по шкалам 21-шкального личностного семантического дифференциала (ЛСД).

Результаты по семантическому дифференциалу обобщались по основным факторам: Оценка, Сила и Активность; вычислялась также удовлетворенность собой как разность между идеальной и актуальной самооценками.

Согласно полной процедуре проведения Цветового теста отношений А.Эткинда (Бажин, Эткинд, 1985), респонденты оценивали себя полным набором восьми люшеровских цветов, то есть сначала цветом, который максимально “подходил по характеру”, затем цветом, “который бы подошел, если бы другого (первого) цвета не было в наборе”, и так далее. В результате мы имели ранжировку восьми цветов по степени сходства с характером оцениваемого субъекта.

Вся матрица полученных результатов была подвергнута математической обработке методом ранговой корреляции Ч.Спирмена. Было выявлено 64 корреляции на 5%-ном уровне и 45 – на 1%-ном.

Построение моделей множественной линейной регрессии  для каждого из 8 цветов автопортрета по данным шкал ЛСД как независимых переменных дало весьма внушительные результаты. Если использовать только 21 шкалу актуальной самооценки, ранг цветов в автопортрете можно предсказать с вероятностью от 80% до 99%. Если использовать и оценки удовлетворенности собой, то  ранг любого цвета в цветовом автопортрете предсказывается со 100% вероятностью.

Поскольку примерно 70% дисперсии матрицы цветовых самооценок объясняется только рангами четырех основных цветов, для выяснения качественного вклада каждого цвета была проведена факторная обработка матрицы красного, синего, желтого и зеленого цветов (см. Таблицу 4.4). Факторная структура этой матрицы оказалась очень сходна со вторым и третьим факторами, полученными при гетерооценке (см. параграф 4.3), но более рельефна: четко выявляются оппонентные пары: красно-зеленая и сине-желтая. Сопоставление факторов с результатами корреляции цветов со шкалами ЛСД позволило дать содержательную характеристику этим факторам.

Самооценка красным цветом акцентирует потребность в решительности и независимости, зеленым – в мягкости, доброте и уступчивости (оба предполагают высокую самооценку моральных качеств). Желтый выражает высокую удовлетворенность собой при высокой самооценке, синий – низкую самооценку (сравни: при гетерооценке желтый указывал на высокую оценку моральных качеств объекта, а синий – на низкую).

Таблица 4.5. Таблица факторных нагрузок после Varimax-вращения главных компонент цветового автопортрета (студенты).

Цвета

 Factor 1

 Factor 2

Синий

.242864

–.789630

Зеленый

–.843245

.299310

Красный

.778464

.389345

Желтый

.227548

.730503

Объясняемая
дисперсия

35.7%

34.9%

Полученные эмоциональные значения красно-зеленого и желто-синего факторов при само- и гетерооценке имеют явное сходство. Нетрудно также заметить, что, как и при субъективном компоненте цветового портрета, в цветовом автопортрете доминирует известная субъектная установка восприятия цвета, но более рельефно: теплые цвета и зеленый имеют положительную, а синий – отрицательную коннотацию, что роднит его с ахроматическими цветами (коричневым, серым и черным).

Выводы:

1.      При подборе цветов к своему характеру испытуемые использовали хорошо интерпретируемые семантические соответствия между цветами и параметрами Я-концепции.

2.      Место каждого цвета в цветовом автопортрете полностью детерминировано самоотношением испытуемого.

3.       Имплицитная структура цветового портрета определяется, помимо самоотношения, оппонентностью зелено-красного и сине-желтого цветов.

Резюме

Наша гипотеза о сходстве семантических закономерностей при цветовой атрибуции и при феномене перцептивного приписывания цветов воспринимаемому образу полностью подтвердилась. Как и следует из гипотезы о цветах как о форме представленности в сознании определенных эмоций, цветовой портрет и автопортрет являются формой выражения эмоционального отношения к значимому другому и самому себе, опосредованной относительно устойчивыми эмоциональными значениями конкретных цветов. Из этого следует, что эмоцию правомерно рассматривать как порождающий фактор для цветов-представлений. Как при цветовой атрибуции, так и при перцептивном приписывании определяющим является контекст, названный нами в главе “субъектным”. Наиболее рельефно это выражено при самоатрибуции. Согласно этому контексту, теплые цвета и зеленый обладают положительной эмоциональной коннотацией, а синий – отрицательной. Хроматические цвета выражают положительное отношение, а ахроматические – отрицательное. Факт, переоценить значимость которого трудно, состоит в том, что имплицитная структура цветового портрета и автопортрета во многом определяется оппонентностью красного и зеленого, синего и желтого цветов, т.е. структурой цветового анализатора. Эта закономерность совпадает с таковой, полученной для эмоционально-перцептивных эталонов О.В.Сафуановой (1994) и, на наш взгляд, подтверждает тезис Ч.А. Измайлова и Н.Н. Волкова (1983) о соотнесенности структуры эмоциональных реакций со сферической моделью цветоразличения.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите две основных детерминанты цветового портрета.

2. Какие установки (контексты) доминируют при интерпретации объективных либо субъективных характеристик цветового портрета?

3. Какой контекст доминирует при формировании и интерпретации цветового автопортрета?

4. Как связан цветовой (авто-) портрет со структурой цветового анализатора?


[1] Данные собраны К.Андреевой в ходе подготовки дипломного проекта на заочном отделении ф-та психологии СамГПУ.

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz