На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

4.2. Субъект-субъектный контекст: “объективный”  аспект цветовой гетерооценки

Как мы видели, цветовой портрет отражает субъективное отношение респондента к значимому другому. Однако это отношение должно иметь объективные причины в характере поведения самого оцениваемого. Иными словами, структура цветового портрета может быть обусловлена как субъективными, так и объективными причинами.

Цель исследования состояла в изучении “объективных” коррелятов цветового портрета путем изучения связи между цветовыми оценками, полученными в процессе Цвето-социометрии, и самооценкой по 16-факторному опроснику Кеттела. Поскольку 16-факторный опросник следует относить к классу субъективных методов исследования личности (Бурлачук, Морозов, 1989), термин “объективные корреляты” используется условно – для отличия этих данных от характеристик цветового портрета по Личностному Семантическому Дифференциалу, которые, как было обсуждено в предыдущем параграфе, отражают субъективное отношение к оцениваемому.

Гипотеза исследования: характерные проявления личности должны вызывать характерные эмоциональные реакции у окружающих, определяя в итоге сходные цветовые ассоциации цветового портрета, будучи опосредованы устойчивыми цветовыми значениями.

В известной нам отечественной и зарубежной психологической литературе отсутствуют аналогичные исследования. Теоретическое значение исследования - установление факта, качественной специфики и степени регулярности цвето-характерологических взаимосвязей, расширение наших знаний в области цветопсихологии.

Объект исследования: ученики  старших классов средней школы. Количество испытуемых – 154 человека (Дипломная работа И.А.Никишиной).

Метод исследования. В результате Цвето-социометрического исследования по матрицам цветовой взаимооценки были реконструированы цветовые портреты каждого испытуемого. Первоначально они представляли собой абсолютные количества каждого из восьми цветов теста Люшера, которыми был оценен каждый испытуемый. Поскольку они были получены в исследованиях групп (школьные классы) с разным количеством оценщиков, окончательно они обрабатывались в форме процентов каждого цвета от всех возможных в данной группе, т.е. были взвешены относительно количества оценщиков (исключая цвет самооценки оцениваемого). Обработка результатов состояла в анализе статистических связей между цветовым портретом, полученным с помощью ЦСМ, и характеристиками 16-факторного опросника Кеттела. Использовался метод ранговой корреляции Ч.Спирмена. Результаты были объединены в сводную таблицу корреляций

В объединенной матрице классов содержится 20 корреляций, значимых на уровне р< 0.05 (7 из них – на уровне р< 0.01).

Расшифровка значения цветов цветового портрета с помощью факторов 16-факторного опросника Кеттела[1].

Красный цвет коррелирует с факторами  F, А, –Q2, О. Общими качествами для первых трех факторов являются легкость в общении, синтонность, открытость, доверчивость, эмоциональность, гибкость в поведении, ориентированость на групповые нормы, социабельность. Особняком стоит фактор “О” – склонность к чувству вины, ранимость, склонность к пониженному настроению, озабоченность, неуверенность в себе.

Желтый цвет  коррелирует с факторами Q4, I, M, Ф1. Объединяющим качеством для них является напряженность и неприспособленность, проявляющиеся главным образом в нереалистичных и романтичных представлениях о действительности, погруженность в яркий мир собственных переживаний и образов, склонность удовлетворять свои потребности в фантазии, а не в действиях, а также чувствительность, большое количество неудовлетворенных потребностей, эмоциональная неуравновешенность.

Зеленый цвет коррелирует с факторами Ф3, –I, –M, G, –O. Объединяющим качеством для этих факторов является хорошая приспособленность, малая чувствительность к фрустрации. В основном эти качества противоположны тем, которые характеризовали желтый цвет. Ассоциации с зеленым цветом вызывают ученики эмоционально зрелые, независимые, реалистичные, надежные в практических вопросах, хотя иногда им не достает фантазии и интуиции. Они дисциплинированны, ответственны, упорны, порядочны, как правило, жизнерадостны, энергичны, но не сентиментальны, и нечувствительны к замечаниям и упрекам.

Малиновый цвет коррелирует с факторами –Ф3 и I. Сочетание этих факторов определяет признаки ослабления адаптации в связи с повышенной эмоциональной чувствительностью и низкой фрустрационной толерантностью. В первую очередь, в ее основе лежит богатая, но незрелая эмоциональность: мягкость к себе и окружающим, чувствительность, зависимость, сентиментальность, нетерпеливость, непрактичность.

Синий цвет коррелирует с фактором +С. На первый план здесь выходят черты эмоциональной устойчивости, спокойствие, постоянство интересов, реалистичность целей, отсутствие невротических симптомов. Р.Мейли (Мейли, 1975) относит его к особому типу – “структурных” факторов, а Ф.В.Березин (Березин, 1988) интерпретирует его как фактор “личностной интеграции”.

Коричневый цвет коррелирует с факторами -F и -М. Эти ученики избегают всего необычного, фантазия их небогата, они практичны и реалистичны, необщительны, молчаливы, апатичны, негибки в решении жизненных проблем, обладают ограниченным набором стереотипов поведения, с трудом находят новые пути удовлетворения своих потребностей, поэтому их легко фрустрировать.

Серый цвет коррелирует с фактором –G. С ним ассоциируются такие черты, как нечестность, ненадежность, безответственность, небрежность, расхлябанность в поведении.

Черный цвет коррелирует с факторами Q2 и Ф4. Их объединяют черты нонконформизма: независимость от мнения группы, нет потребности в поддержке со стороны класса, декларация своей самостоятельности, независимость в моральном и эмоциональном плане, склонность к конфронтации.

В этих характеристиках обращает на себя внимание отсутствие у хроматических цветов положительной оценочной компоненты. Напомним, что таковая ярко проявилась в обсужденной в предыдущих параграфах субъективной составляющей цветового портрета. Только зеленый цвет не связан с отрицательными характеристиками. Даже красный, не говоря уже о желтом и малиновом, связан с дезадаптирующим качеством (снижение настроения). С другой стороны, синий цвет связан с самым выигрышным качеством личности – “Силой Эго”, интегрированностью и эмоциональной устойчивостью. В качестве объективной характеристики он не имеет отрицательной коннотации. Перечисленные признаки свидетельствуют о том, что в объективных характеристиках цветового портрета не выражается уже известная субъектная установка восприятия цвета. Вместе с тем, перечисленные характеристики объективного портрета приближаются к тем, что были получены А.Эткиндом при оценке абстрактных цветовых образцов с помощью личностного семантического дифференциала (Таблица 4.1). Сказанное позволяет говорить о том, что в объективных характеристиках цветового портрета доминирует известная объектная установка восприятия цвета.

Вывод:

1.   Цветовой портрет имеет основания не только в субъективном отношении, но и в объективных характеристиках личности и поведении оцениваемых. Очевидно большое совпадение эмоциональной коннотации объединенных в каждом цвете черт личности.

2.   Так же, как и в “субъективных” характеристиках цветового портрета, в объективных характеристиках на первый план выступает поляризация на теплые и ахроматические цвета. Положительные качества личности оцениваемого связаны с хроматическими цветами, отрицательные – с ахроматическими.

3.   Синий цвет связан с самым “устойчивым” фактором – “Сила Я”, “Эмоциональная стабильность” и не имеет отрицательного значения.

4.  Положительная характеристика синего цвета, при которой его характеризует не снижение настроения, а спокойствие и расслабление, может свидетельствовать о доминировании в полученных связях объектного контекста интерпретации цветового значения.

[1] Здесь и далее при интерпретации факторов 16-факторного опросника Кеттела используются источники: Общая психодиагностика (1987).; Введение в экспериментальную психологию личности (Мельников, Ямпольский., 1985); Психическая и психофизиологическая адаптация человека (Березин, 1988).

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz