На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

Резюме (Глава 2)

Первое, что бросается в глаза, – это огромное количество факторов, способных так или иначе повлиять на выбор цвета. На наш взгляд, все их можно подразделить на три большие группы.

Первая – “внутрииндивидуальные” факторы, связанные с гормональным статусом испытуемых, порогами чувствительности, типом темперамента, характера, мотивационно-потребностными доминантами, Я-концепцией и генерализованными установками по отношению к миру. Чаще всего это сфера эмоционального состояния, мотивации и внутриличностной регуляции. Положительная оценка своего внутреннего состояния (в том числе вследствие эйфории), потребность в притоке внешней стимуляции, экстраверсия,  симпатический тонус, установка на немедленное активное (агрессивное) реагирование сочетается с предпочтением красного и желтого и отрицанием синего (зеленого). Противоположное состояние: отрицательная оценка своего состояния, вина, страх, напряженность, уход от внешней стимуляции, интроверсия, парасимпатический тонус сочетаются с предпочтением синего (реже - зеленого) и отрицанием красного и желтого. Связь предпочтения зеленого цвета с параметрами состояния не столь однозначна, как для синего: в одних случаях она соотносится с общей нормализацией состояния и его положительной оценкой, в других - с повышением внутреннего напряжения, страхом, ощущением опасности, интровертными тенденциями. Но в любом случае предпочтение зеленого связано с увеличением “структурирующего” начала в личности: защиты от вторжения, напряжением воли, ригидностью. Следует учитывать факт, редко попадающий в поле зрения исследователей: для характеристик Я-концепции отношение к серому и коричневому цвету может играть не меньшую роль, чем отношение к “основным” цветам.

Вторая  группа факторов представлена тремя психологическими измерениями самого цветового стимула, где большую (или более регулярную) роль играет не “сам” цвет (цветовой тон), а светлота и насыщенность либо “естественные” сочетания этих параметров для данного цвета.

Третья группа факторов связана с двумя установками наблюдателя, определяющими два соответствующих контекста интерпретации эмоционального воздействия цвета: субъектного и объектного. Эти установки ответственны за амбивалентное отношение к противоположным краям спектра.

Результаты дают достаточно оснований для предположительного объяснения природы “потребностных отношений”, в которые человек вступает с Цветом. Очевидно, что поскольку цвета не могут превращаться в вещество человеческого организма, они не способны удовлетворять органические потребности. Вместе с тем, цвета тесно связаны с процессами эмоциональной регуляции и внутриличностной адаптации. Это следует как из данных конкурентной валидности теста М.Люшера, так и из фактов возрастания внутриличностной дезадаптации параллельно с отклонением выбора цветов от некой идеальной последовательности “аутогенной нормы”. Наши данные и результаты большинства других исследователей указывают на компенсаторность обсуждаемых “потребностных отношений”, что выражено как в связи предпочтения цветов с потребностью во внешней стимуляции (и высотой порогов), так и в связи предпочтения цветов с образом “желаемого настоящего” при исследовании Я-концепции. Все это указывает на то, что человек неосознанно использует цвета в целях оптимизации процессов эмоциональной регуляции и внутриличностной адаптации. Цвет используется человеком как внешнее средство эмоциональной саморегуляции, корректирующее психологическое состояние в нужном направлении. Если необходимо поддержать активное состояние, предпочитаются теплые цвета, если нужно снизить напряжение – холодные. Предпочтение цветов действует в том же направлении, что и неосознаваемые регуляторные механизмы, связанные с изменением порогов чувствительности к цветам, которые оказывают соответствующее компенсаторное воздействие.

Результаты проведенных исследований можно объединить в следующую схему (Рисунок 2.3).

Рисунок 2.3. Принципиальная схема взаимосвязей предпочтения цветов с “личностными” детерминантами.

 

Исходя из сказанного, цветовой тест М.Люшера следует рассматривать как мотивационный тест, где в качестве мотивирующего фактора выступает потребность в том или ином психологическом состоянии.

Выводы:

1. Проделанное  исследование подтвердило правомерность использования ряда контекстов интерпретации цветового значения: реакция автономной нервной системы, система регуляции уровня активности через приток внешней и внутренней стимуляции, регуляция внутреннего напряжения, система контроля эмоционального состояния (настроения), самоотношение и категориальные структуры репрезентации субъекту Я-концепции.

2. Установлена самостоятельная роль параметра светлоты, положительно связанного с оценочным отношением к цвету.

3. Выявлена поляризация оценочного отношения к теплому и холодному полюсам спектра, а также неспектральным цветам. Эта поляризация амбивалентна.

4. Сказанное в пп. 1-2 может свидетельствовать об устойчивых связях различных оттенков цвета с психологическими состояниями при неоднозначном отношении субъекта к самим этим состояниям.

5. Порядок предпочтения цветов, в частности, в тесте М.Люшера, отражает как актуальное, так и желаемое состояние субъекта.

Вопросы для самопроверки:

1.    Какие выводы следуют из исследования прямой и обратной связи между предпочтением цветов в тесте М.Люшера и самооценкой по ЛСД?

2.    С какого рода факторами связано предпочтение цветов? Постарайтесь как можно полнее их перечислить.

3.    Как можно объяснить склонность человека предпочитать либо отвергать те или иные цвета?

4.    Почему тест М.Люшера правомерно рассматривать как мотивационный тест?

Литература для самостоятельного изучения:

Андреева К.В, Яньшин П.В. Связь предпочтения цвета с Я-концепцией // Прикладная психология, 1999. №6. С. 45-57.

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz