На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

1.4. Краткий обзор классических представлений
     о цветовом восприятии

Особенно интенсивно цветоведческие научные дисциплины стали развиваться  в ХХ в., что связано с развитием промышленного производства анилиновых красителей, цветной фотографии и телевидения. У истоков современных представлений о восприятии цвета стоят поистине знаменитые имена: М.В.Ломоносов (1711-1765), Т.Юнг (1773-1829), Г.Фехнер (1801-1887), Г.Гельмгольц (1821-1849), Дж.Максвелл (1831-1879), Э.Геринг (1834-1918). Однако теоретические основы большинства этих дисциплин были заложены еще в начале восемнадцатого века.

Согласно современным представлениям, то, что мы видим как цвет, “представляет собой комбинированное воздействие: 1) спек­трального распределения светового потока из дающего энергию источника света; 2) физических и/или химических свойств всех материалов, пропускающих или отражающих световой поток (по меньшей мере часть светового потока, переориентированную в сторону глаза); 3) физиологической реакции глаза на световой поток, включающей в себя нервные импульсы, передаваемые в ту часть коры головного мозга, которая отвечает за зрение; 4) переработки нашим мозгом этих сигналов в сочетании с сигналами из соседних областей поля зрения, нашими воспоминаниями о сходных ситуациях, имевших место в прошлом опыте” (Тонквист, 1993. С. 7).

Процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом. Согласно традиционному подходу, свет представляет собой сложную смесь предпосылок для восприятия цветных лучей. Пока свет от источника или отражающей поверхности не достиг рецепторов цветового зрения сетчатки (колбочки), считается, что цвета нет. Колбочки избирательно чувствительны к синей, зеленой и желто-красной частям спектра. Кроме этого существует “палочковая” система рецепторов, совместно с колбочками реагирующая на освещенность и обеспечивающая сумеречное зрение.

Процесс возникновения цветовых ощущений принято разделять на несколько уровней. На уровне рецепторов сетчатки механизм цветоразличения хорошо описывается в известной “трехком­понентной теории” Юнга-Гельмгольца. Последняя объясняет необходимость и достаточность триады основных цветов (красного, зеленого и синего) для получения цветов видимого спектра путем аддитивного смешения (Педхем, Сондерс, 1978). На этом основана технология получения цвета в кинескопе. Трихроматическая теория оказалась полезной в качестве основы для различных процессов воспроизведения цвета и была развита с помощью законов Гроссмана в метод колориметрии МКО (CIE – в английской транскрипции).

От “первичных детекторов” сетчатки возбуждение передается далее на группу “градуальных нейронов”, составляющих второй детекторный уровень (Соколов, Измайлов Ч.А., 1984; Измайлов, Соколов, Черноризов, 1989). В настоящее время считается, что существует три вида детекторов этого уровня: красно-зеленый, сине-желтый и черно-белый (яркостной) (Педхем, Сондерс, 1978), хотя существует обоснованное мнение, что их должно быть не менее четырех (Соколов, Измайлов Ч.А., 1984; Измайлов, Соколов, Черноризов, 1989). Это связано с выявлением в структуре процесса цветоразличения не только анализатора яркости, но и так называемого “униполярного темнового механизма”, т.е. анализатора “белизны”, что соответствует ощущению насыщенности цветового тона. Как бы то ни было, на этом уровне характер обработки цветового раздражения хорошо укладывается в “теорию оппонентности” Эвальда Геринга. Эта теория основывается на существовании уже не трех, а четырех основных цветов: красного, зеленого, желтого и синего, остающихся неизменными по цветовому тону при различных стимульных условиях и субъективно выделяемых большинством людей в качестве главных элементов цветовой гаммы. На основании первой части теории Геринга была разработана современная Натуральная цветовая система (NCS) (Тонквист, 1993)[1].

Дальнейшая обработка информации в цветовом анализаторе предполагает процесс сличения раздражителя с “узкопо­лосным эталоном” (см. обзор: Демидов, 1987), позволяющий идентифицировать мелкие цветовые поля на фоне крупных. Су­ществует также гипотеза о дублировании всего множества селективных детекторов цвета нейронами образной памяти (Соколов, Вартанов,1987).

Пройдя весь сложный путь от глаза до зон цветового анализатора в коре, электромагнитные колебания бесцветного света “превращаются” в то, что мы воспринимаем как Цвет. Этот путь в настоящее время может быть представлен как последовательная “сортировка” количественных данных (частот спектра) на некие все более дробные “качества” в форме специфических реакций полей детекторов или ансамблей нейронов.

Таким образом, данные классических и современных исследований позволяют мыслить Цвет не только в форме электромагнитных колебаний, но и в терминах спайковой (т.е. в конечном итоге тоже электромагнитной) активности строго определенных нейронных структур мозга.

До сего дня не решена проблема преодоления границы между физическими закономерностями, организующими работу физического аппарата восприятия, и возникновением психического феномена: “Ни теория Юнга-Гельмгольца, ни теория Геринга не могут полностью объяснить, как сигналы преобразуются в мысленный образ объекта” (Тонквист, 1983).

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы влияют на восприятие цвета?

2. Кратко опишите процесс возникновения цветового ощущения.

3. В чем суть трехкомпонентной теории цветового зрения?

4. В чем суть оппонентной теория цветового зрения Геринга?

Литература для самостоятельного изучения:

Демидов В. Как мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1987. 138 с.

Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М.: МГУ, 1989. 195 с.

Пэдхем Ч., Сондерс Ж. Восприятие Света и Цвета. М.: Мир, 1978. 255 с.

Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А.Митькин, Н.Н.Корж. М.: Наука, 1993. С. 5-53.

[1] Как будет видно из дальнейшего текста, Геринг, будучи одним из основателей физиологии зрения, не принадлежал к ньютоновской школе. Его следует относить к феноменологическому направлению и, согласно В.О.Лихтенштадту (1920), – к последователям Гёте.

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz