На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

4.1.2. Исследование связи цветовых ассоциаций со шкалами СД

Средний ранг использованных для оценки цветов по 22 респондентам, сделавшим в общей сложности 240 оценок, составил 4.475 (Таблица 4.2, столбик “Ранг”). Это значит, что, в среднем, использованные при гетерооценке цвета располагались несколько дальше середины цветового ряда (который, напомним, включает восемь цветов). Несмотря на это, средние величины факторов ОСА располагаются еще в положительной области.

Есть серьезные смысловые расхождения между полученными нами расшифровками коннотативных значений цветов Люшера с таковыми, полученными А.Эткиндом (Таблица 4.1). Это соответствует нашей гипотезе о специфике субъект-субъектного контекста, и подтверждает актуальность проделанного исследования. Расхождения касаются в первую очередь малинового и синего цветов. Для синего оказалась более характерна интровертная составляющая: им оцениваются спокойные и замкнутые подростки (это единственное качество, которое по критерию t – Стьюдента значимо (р<0.05 – 0.01) отличает синий от остальных хроматических цветов. По фактору “Оценка” синий занимает не первую (как у А.Эткинда), а всего лишь пятую позицию (скорее – негативную). Малиновый цвет, в отличие от результатов А.Эткинда, оценивается сугубо положительно по большинству параметров: это обаятельные, справедливые, активные и общительные подростки.

Эти и другие отличия определяются не погрешностями эксперимента, а контекстом гетерооценки, поскольку отражают вполне определенную тенденцию. Эта тенденция – уже описанная выше поляризация цветов по признаку “хороший-плохой” в соответствии с социально-психологическим феноменом “поляризации” восприятия значимого другого и преобладание субъектного контекста. Получается, что, атрибутируя цвет другому человеку, подростки, главным образом, характеризуют собственное эмоциональное состояние, связанное с представлением об этом человеке. Они не относятся к нему, как внешнему “объекту”, не рассматривают его эстетически. Другими словами, они не считают цвет объективной характеристикой оцениваемого человека, что и соответствует субъектной установке восприятия цвета.

Ранжировки по столбцам Таблицы 4.2 дают более обобщенные результаты – по классическим осгудовским факторам. Для фактора “Оценка” эта последовательность выглядит так: зеленый > малиновый > красный > желтый > синий > серый-черный > коричневый. Это, например, означает, что ребенок, получивший оценку зеленым или малиновым цветом, с высокой вероятностью оценивается положительно (воспринимается как обладающий высокими моральными качествами), а получивший оценку черным или коричневым – отрицательно (не обладающий высокими моральными качествами).

Диаграмма 4.2. Величина оценки по фактору “Сила” для цветов теста Люшера.

Пояснение к диаграмме: здесь графически представлена часть столбика “Сила” Таблицы 4.2, относящаяся к характеристикам цветов.

Последовательность для фактора “Сила” выглядит так: красный > зеленый > синий > желтый > малиновый > черный > серый > коричневый. То есть красный, зеленый и синий цвета ассоциируются с сильным проявлением волевых качеств оцениваемого, а черный, серый и коричневый – со слабыми. Последовательность для фактора “Активность”: красный > зеленый > малиновый > желтый > серый > черный > синий > коричневый. Это значит, что с наибольшей активностью (экстравертированностью) у другого подростка ассоциируются красный, зеленый и малиновый, а с пассивностью (интровертированностью) – черный, синий и коричневый. Графически усредненные показатели всех цветов по факторам “Сила” и “Активность” приведены на Диаграммах  4.1, 4.2. и 4.3.


Диаграмма 4.3. Величина оценки по фактору “Активность” для цветов теста Люшера.

Пояснение к диаграмме: здесь графически представлена часть столбика “Активность” Таблицы 4.2, относящаяся к характеристикам цветов.

4.1.2.1. Психологические характеристики хроматических цветов при гетерооценке

Дальнейшая задача исследования состояла в точном выяснении значимости различий между коннотативными значениями исследуемых цветов. Значимость различий определялась по критерию t-Стьюдента.

Попробуем рассмотреть цвета так, как если бы рядом стояли пять человек, и каждый из них характеризовался только одним цветом. Каждый характер имеет свой неповторимый оттенок. Понять этот оттенок можно только в сравнении.

Зеленый, красный, желтый и малиновый персонажи примерно одинаково положительны. ЗЕЛЕНЫЙ – наиболее привлекателен, поскольку, наряду с высокими моральными качествами, открытостью, общительностью, силой он обладает одним очень важным преимуществом –  покладистостью. Это хотя и несколько ослабляет его “силовые” позиции в сравнении, например, с упрямым красным, но делает безусловным фаворитом. В свою очередь, “конек” КРАСНОГО – это упрямство и напористость при высоких моральных качествах: он “хороший” и “сильный”. Хотя упрямство не очень приветствуется, оно не портит его “имидж” и дает бесспорное преимущество в противостоянии отрицательным персонажам. ЖЕЛТЫЙ повторяет характеристики красного, но в несколько ослабленном варианте, как бы осуществляя переход к нему от зеленого и малинового. Например, желтый стоит между этими цветами и красным по степени упрямства. Он не такой сильный, как красный, хотя это не столь заметно. Ему немножко не хватает решительности красного и обаяния зеленого или малинового. В обаянии МАЛИНОВЫЙ не уступает зеленому и тоже отличается завидной покладистостью. Вообще, различия между желтым, зеленым и малиновым не столь велики, как могло бы показаться. Просто зеленый нравится несколько больше, чем малиновый, а этот, в свою очередь, – больше, чем желтый. И оба – желтый и малиновый, немного слабее зеленого. Если есть люди, которые нравятся просто потому, что нравятся, - так это малиновый. СИНИЙ цвет стоит от этой четверки несколько особняком. Синий обладает качеством, которого нет ни у одного из хроматических цветов: от замкнут и пассивен. И хотя обладает покладистостью не меньшей, чем зеленый, замкнутость лишает его большей толики обаяния. Особенно его неразговорчивость и замкнутость бросается в глаза в сравнении с малиновым. Желтый же и здесь стоит как бы между ним и остальными хроматическими цветами. Заметим, что синий может нравится почти как красный или желтый (Диаграмма 4.1), но качества замкнутости и пассивность (интровертированность, непонятность) роднят его с ахроматическими цветами и коричневым. Эти характеристики у синего выражены даже несколько сильнее, чем у серого и черного (Диаграмма 4.3). По этим характеристикам он стоит в промежутке между хроматическими и ахроматическими цветами.

Итак, если давать самую обобщенную характеристику цветным персонажам, то зеленый – во всех отношениях положительный, доброжелательный  и надежный тип, его ранг в раскладке первый; красный – сильный, упрямый и решительный, его ранг в раскладке – третий; малиновый – разговорчивый и общительный симпатяга, хотя не так силен и не всегда надежен (четвертый ранг в раскладке); синий  не “слабак”, но застенчивый, тихий,  не всегда удобный в общении, не часто удовлетворяет ожиданиям оценивающего (пятый ранг); желтый – что-то среднее между ними всеми (это скорее способ выразить свое положительное отношение, если нет каких-либо характерных особенностей), он честный и справедливый, его ранг – второй. Все эти персонажи (кроме синего) – эмблемы положительного отношения к оцениваемому человеку, и в этом вполне взаимозаменимы.

4.1.2.2. Психологические характеристики ахроматических цветов при гетерооценке

Обобщенные характеристики этим цветам дать проще, чем хроматическим. Они располагаются компактной группой, и потому имеют почти одинаковые значения. Однако только коричневый попадает в область отрицательных значений по фактору “Оценка”. По факторам “Сила” и “Активность” они все лежат в положительной области, в основном из-за того, что они “упрямые” и “шумные”. По характеристикам отдельных шкал можно судить, что этими цветами оцениваются “непривлекательные”, “слабые”, “лживые”, “несправедливые”, “замкнутые” дети. Их расположение в раскладке по предпочтению говорит о том, что они не только не удовлетворяют эмоциональным ожиданиям респондентов, но фрустрируют их. Безусловный чемпион по всем отрицательным характеристикам - КОРИЧНЕВЫЙ цвет. Он символизирует самое незавидное отношение. В отличие от серого и черного, выглядящих более решительными и сильными, коричневый не способен на активное сопротивление. СЕРЫЙ и ЧЕРНЫЙ же могут даже составить конкуренцию в упрямстве фаворитам – зеленому и малиновому (что, правда, не делает их привлекательнее). Обладая определенной толикой активности и силы, серый и черный по-своему представляют опасность для персонажей хроматической группы (зеленого, желтого и, особенно, - малинового и синего). С этим, вероятно, связано то, что коричневый более предпочтителен по рангу, чем они оба: из всех отрицательных он безопаснее. КОРИЧНЕВЫЙ – изгой, не заслуживающий никакого внимания; это эмблема пренебрежения или презрения. ЧЕРНЫЙ несколько более упрям и одновременно несколько более замкнут, чем серый, и столь же непривлекателен, как коричневый. Можно сказать, что из всех троих он представляет наибольшую потенциальную опасность, с чем связано его самое отдаленное по рангу положение[1]. Он же вызывает наибольшую несогласованность в характеристиках. СЕРЫЙ относительно более привлекателен, чем коричневый и черный, несколько более открыт и менее опасен, чем черный. Его ранг в раскладке – между черным и коричневым, а психологические характеристики наиболее согласованны.

*   *   *

Таким образом, будучи сопоставлены с результатами других исследований, результаты исследования субъективного компонента цветового портрета позволяют сделать выводы:

1.      Цветовой портрет отражает эмоционально-смысловое отношение испытуемых к значимому другому, подчиняясь известному в социальной психологии эффекту эмоциональной поляризации.

2.      Семантика отдельных цветов цветового портрета специфична.

3.      Субъективный аспект гетерооценки связан с субъектным контекстом восприятия цвета, повторяя семантические закономерности, проявившиеся в эффекте перцептивного приписывания цветов. Этим подтверждается главная гипотеза, выдвинутая в начале данной главы.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое цветовой портрет?

2. С какими цветами связано положительное и отрицательное отношение к объекту?

3. Каковы эмоциональные характеристики цветов теста М. Люшера в автопортрете?

4. Чем можно объяснить смысловые расхождения между данными исследования А.Эткинда и результатами приведенных экспериментов?

Литература для самостоятельного изучения:

Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования личности. Санкт-Петербург, “Иматон”, 1995.

Яньшин П.В. Исследование эмоционального состояния группы: метод взаимного цветового оценивания // “Вопросы психологии”, 2000. №3. С. 128-138.

[1] Интересно, что именно с черным традиционно связывается потенциальность и угроза (“Тамас” сангхьяиков, первоначальный Хаос древних мифологий, “Свинец” алхимиков). По всей вероятности, этот оттенок характеристики черного определен его собственным значением (семантическим ядром цвета).

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz