На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

3.3. Механизм перцептивного приписывания  цвета в контексте цветовой семантики

Нетрудно заметить явное сходство между результатами, полученными в трех приведенных сериях нашего исследования. В совокупности они свидетельствуют о существовании устойчивых взаимосвязей между порогами цветовой чувствительности – с одной стороны, и индивидуальными особенностями личности и психологическим состоянием испытуемых – с другой. Люди с разной структурой личности и в разном эмоциональном состоянии склонны видеть мир буквально в разном цвете, или как бы через разные цветные фильтры, “обрезающие” различные участки видимого спектра. Эмоционально уравновешенные экстраверты видят мир более красочным, с преобладанием теплых тонов; они видят цвета более яркими, с примесью красного или зеленого, более чувствительны к желтому, зеленому и фиолетовому, склонны “игнорировать” синие оттенки. Тревожные интроверты, напротив, видят мир менее ярким и красочным, с преобладанием синего; те, кто расслаблен, пассивен, нечувствителен к средовым влияниям, испытывает упадок сил и/или депрессию, отличаются конкретностью и затрудненностью, инактивностью мышления – более чувствительны к синему и голубому.

Это совпадает с общеизвестными фактами повседневной жизни, нашими результатами по предпочтению цветов (Глава 2) и клиническим опытом. Больные депрессией часто сообщают, что окружающий их мир “потемнел”, “краски мира поблекли”, а рисунки таких больных также выполнены в холодных и темных тонах (Elkish, 1960; Itten, 1970). В противоположность этому в приподнятом настроении люди говорят, что “краски стали ярче”, их рисунки содержат много светлых и красно-оранжевых тонов. Эти закономерности мы находим зафиксированными в коллективном сознании в форме устойчивых речевых оборотов: “радужное настроение”, “пасмурное настроение”, “фейерверк эмоций”, “палитра чувств”, “мрачные мысли”, “розовые очки” и т.п. Принято говорить, что при эйфории человек видит мир “в розовом свете”, гнев “застилает глаза красным", а печаль – синим.[1] Сказанное означает, что несмотря на ма лую осознанность на уровне индивидуального сознания, выявленные нами закономерности хорошо отрефлексированы на уровне сознания коллективного. Эти закономерности мы и находим зафиксированными в коллективном сознании в форме устойчивых речевых оборотов, что повышает валидность наших окончательных выводов. Это иллюстрирует Рисунок 3.1.

Рисунок 3.1. Схема взаимосвязей между эмоциональным состоянием, порогами восприятия цветов и феноменом перцептивного приписывания.

Полученные закономерности имеют прямое отношение к семантике цветов. Есть все основания относить их к неосознанному уровню цветовых значений, связанному с функционированием автономных механизмов психической регуляции. Но эти связи вполне доступны рефлексии, о чем свидетельствуют факты коллективного сознания (устойчивые метафорические обороты).

С другой стороны, эмоциональные состояния, индуцирующие эффект цветового приписывания, довольно точно совпадают и с психологическими коррелятами воздействия цветов (раздел 3.1). Сопоставление двух аспектов взаимодействия человека с Цветом: закономерностей воздействия цвета на состояние, с одной стороны, и изменения колорита образа в зависимости от психологического состояния – с другой,  приводят к выводу об их тесной и однозначной взаимосвязи. Видимые вовне цвета изменяют психологическое состояние человека аналогично тому, как под влиянием состояния изменяется колорит нашей картины мира. Этим подтверждается первая гипотеза, выдвинутая в начале данной главы. Следовательно, то, что субъективно переживается нами как эмоция, во внешнем по отношению к человеку мире существует в форме цветов (колорита). Другими словами: в форме колорита человеку дано видеть эмоции (свое настроение). В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет (его перцептивная форма) является символом собственного воздействия на человека. Это позволяет обосновать вывод: индукция психологического состояния с помощью цвета протекает по тем же закономерностям, что и перцептивное приписывание (нарушение цветовой константности), но в обратном направлении. Этот вывод вполне согласуется с тезисом С.В.Кравкова, что “…цветовые воздействия на глаз влекут за собой перестройку нервной системы организма и тем самым меняют “физиологический фон”, на который падают те или иные применяемые нами воздействия” (Кравков, 1951).  Для нас важен, конечно же, не физиологический фон, а эмоциональное состояние и настроение, т.е. психологические реалии. Тогда становится более понятной и связь предпочтения цветов с характеристиками эмоционального состояния, мотивацией и контролем напряженности. Проиллюстрировать эту закономерность можно с привлечением связей субъективной привлекательности цветов с эмоциональным состоянием и абсолютными порогами периферического цветового зрения (см. Таблицу 3.1).

  Таблица 3.1. Сопоставление данных по предпочтению цветов, цветовому воздействию, перцептивному приписыванию и широтой периферических полей зрения

Ц

В

Е

Т

А

     

 

    Психологическое состояние при:

Связь личностных характеристик с периферическими  порогами восприятия цвета

 

…воздействии цвета

…перцептивном приписывании цвета

…предпочтении цвета

 

Ж

Е

Л

Т

Ы

Й

Повышение возбуждения, настроения, тревожности, общая психическая стимуляция.

Активность, озабоченность.

Экстравертированность, энергичность, прагматичность, эмоциональная стабильность, слабый контроль аффективности, эмотивность, связь с симпатикой.

Хорошее настроение, высокая самооценка, безмятежность, адаптированность, экстраверсия.

К

Р

А

С

Н

Ы

Й

 

Возбуждение, напряжение, повышение тонуса мускулатуры, повышение кровяного давления, повышение аккомодации, сексуальное возбуждение.

Позитивная преднастройка к деятельности, напряженность, бодрость.

Экстраверсия, контактность, свободное проявление деструктивности, склонность к риску, активность,  отсутствие внутреннего напряжения, связь с симпатикой.

Экстраверсия, эгоцентрическая подозрительность, напряженность.

З

Е

Л

Е

Н

Ы

Й

Успокоение,  сосредоточение.

Повышенное настроение, счастье, бодрость, расслабленность.

Адаптивность, уравновешенность, личностная интеграция и структурирование “Эго”, ответственность, самоконтроль поведения, связь с парасимпатикой.

Интеграция личности, уверенность, эмоциональная устойчивость, безмятежность, эмоциональный комфорт.

С

И

Н

И

Й

Успокоение, расслабление, ослабление аккомодации, снижение биллирубина в крови, уменьшение болевого синдрома.

Медлительность, затрудненность мышления, бездеятельность, несчастность, расслабленность.

Тревожность, контроль деструктивности, замкнутость, склонность к депрессии, неконформность, связь с парасимпатикой.

Самоконтроль поведения, конкретность жизненных установок, инактивность мышления, интровертированность, фрустрированность, плохое настроение, нейротизм.

Таблица выявляет много красноречивых совпадений, но с воздействием синего совпадение неполное: воздействие синего связано с успокоением и только в редких случаях (исследование  Уэллера и Ливингстона (1988)) – с напряжением и агрессией.  В отношении синего цвета скорее наблюдаются компенсаторные соотношения между состоянием, характерным для выбирающих его людей,  и его воздействием. Но это и должно быть так, поскольку, как выяснилось ранее (Глава 2), предпочтение цвета отражает не только актуальное, но и желаемое психологическое состояние субъекта (мотив). В этом случае цвет играет роль внешнего средства саморегуляции психологического состояния.

Связь положительных эмоций с цветами теплого края спектра и отрицательных с синим (голубым) говорят о том, что выявленные для эффекта перцептивного приписывания закономерности характерны для установки, обозначенной в Главе 2 как “субъектная”. Это тоже вполне закономерно, поскольку данная установка связана именно с эмоциями и “организменными” физиологическими состояниями, причем здесь не предполагается отчетливого разделения на “субъект” и “объект”. Отсутствие такого разделения весьма характерно для эффекта психологической проекции (Deri, 1949, 1950). Проекцию собственного эмоционального состояния субъекта в форме перцептивного приписывания цвета воспринимаемому образу мы и наблюдали в феномене нарушения цветовой константности.

Выводы:

1.      Существует закономерное изменение колорита воспринимаемого образа в зависимости от актуального эмоционального состояния, а также устойчивые стилевые особенности цветового восприятия, связанные с устойчивыми характеристиками личности.

2.      Видимые вовне цвета изменяют психологическое состояние человека аналогично тому, как под влиянием состояния изменяется колорит воспринимаемой картины мира.

3.      Феномен перцептивного приписывания цвета образу по своим механизмам отличается от описанных С.В.Кравковым закономерностей влияния вегетативной нервной системы на цветовое ощущение, но аналогичен сознательным и неосознанным экспрессивным приемам отображения эмоционального состояния в колорите изображения в живописи и в спонтанном рисунке.

4.      Закономерные связи между функциональным состоянием цветового анализатора, эмоциональным состоянием и устойчивыми характеристиками личности совпадают с таковыми, зафиксированными в коллективном сознании в форме устойчивых речевых оборотов.

5.      Индукция психологического состояния с помощью цвета протекает по тем же закономерностям, что и перцептивное приписывание (нарушение цветовой константности), но в обратном направлении.

6.       Выявлена сравнительно большая заинтересованность правого полушария мозга и желто-синей оппонентной оси цветового анализатора в выявленных закономерностях.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем обосновываются гипотезы о связи порогов восприятия цветов с психологическим состоянием и устойчивыми характеристиками личности субъекта?

2. В чем состояли основные результаты исследования Л.А.Шварц и Э.Т.Дорофеевой?

3. Что такое феномен перцептивного приписывания цвета (колорита) воспринимаемому образу?

4. Как психологическое состояние и настроение субъекта связано с перцептивным приписыванием образу тоновых и яркостных характеристик?

5. Что такое критическая частота слияния мельканий (КЧМ)?

6. Как эффект перцептивного приписывания различных цветов связан с чувствительностью цветового анализатора, психологическим состоянием и настроением?

7. Как устойчивые характеристики личности связаны с периферическими порогами восприятия основных цветов?

8. Какие подтверждения полученных экспериментальных фактов Вы можете найти в устойчивых речевых оборотах?

9. Как соотносится между собой эффект перцептивного приписывания и индукция цветом настроения и психологического состояния субъекта?

Литература для самостоятельного изучения:

Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. С. 65-130.

Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний // Психические заболевания / Под ред. Ф.Н.Случевского и др. Л., 1970. С. 319-327.

Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. 175 с.

Яньшин П.В. Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Коллективная монография под ред. Е.Д.Хомской и В.А.Москвина. М.-Оренбург: ООИПКРО, 2000. С. 76-94.


[1] В английском языке “синий” (blue) имеет значение “грустный, печальный".

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz