На главную | Архив | Индекс монографии | Автор

Психология и  психосемантика цвета

 

Монография-учебное пособие: "Введение в психосемантику цвета"

 

1 Глава. Методологические основания     психосемантики цвета

 1.1. Обоснование необходимости
 психосемантики цвета

Цвет сообщает образу мира полноту и выразительность. У большинства биологических видов (кроме насекомых), имеющих цветовое зрение, цветовые рецепторы локализованы в центральной области сетчатки, зоне наиболее отчетливого изображения. Прогрессивное усложнение цветового анализатора параллельно развитию ЦНС у биологической линии, завершившейся появлением человека, свидетельствует о важном биологическом значении цветового зрения. С возникновением человеческой культуры роль Цвета только возросла. Краска – это искусственное орудие воссоздания цвета. С истоков культуры человек пытался овладеть способностью Цвета влиять на его душевное состояние и использовать его в целях создания комфортной среды обитания и искусственного воссоздания реальности в изображениях. Наиболее ранние способы использования цветов были связаны с их символической функцией – в ритуальной практике (Тернер, 1983; Рогинский, 1982; Заан, 1996). Со временем цвета стали символизировать абстрактные понятия и целые сегменты реальности (Birren, 1961; Тернер, 1983; Заан, 1996; Серов, 1990; Бенц, 1996; Миронова, 1993 и др.). Наивысшим достижением в овладении Цветом является изобразительное искусство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические свойства цвета (Itten,1970; Кандинский, 1990).

К настоящему времени сформировался ряд дисциплин, связанных с изучением цвета. Ведущее место среди них занимают психофизика, физиология восприятия и колориметрия (Ивенс, 1964; Педхем, Сондерс, 1978; Измайлов, Соколов, Черноризов, 1989; Шашлов , 1986). Раздел “Восприятие цвета” входит как составная часть в университетский курс “Психология восприятия” и обычно оформляется как самостоятельный раздел в учебники по когнитивным процессам (Программы дисциплин..., 1991). Цветопсихология как самостоятельная дисциплина или отрасль психологии не зафиксирована ни в одном отечественном словаре или учебнике по психологии.

На наш взгляд, психосемантика цвета в настоящий момент переживает этап своего становления как самостоятельного раздела психологии восприятия Цвета. Рассмотрим необходимые и достаточные условия для вынесения такого заключения.

Необходимость введения курса психосемантики цвета определяется: 1) потребностью обобщения огромного количества исследований, осваивающих предметную область цветовой семантики (Гёте, 1920; Goldstein, 1942; Birren, 1961; Osgood, 1969; Arnheim, 1979; Проблема цвета в психологии, 1993; Психология цвета, 1996; Измайлов, 1995; Сафуанова, 1994 и мн. др.) на осно­вании психосемантического подхода к восприятию (Петренко, 1975, 1978, 1983; Артемьева, 1980, 1999; Шмелев, 1983), позволяющего свести воедино феномены восприятия и представления цвета, факты его воздействия на эмоциональное и физиологическое состояние, закономерности цветовых ассоциаций и цветовой атрибуции; 2) большим количеством фактов и закономерностей, полученных эмпирическим способом многими поколениями художников (Гёте, 1920; Штейнер, 1921; Кан­дин­ский, 1990; Эйзенштейн, 1996; Устинов, 1984; Бенц, 1996; Роу, 1996; Itten, 1970, DHerbois, 1979 и мн. др.), лежащих вне границ предметных областей биологии, физиологии, психофизики, психо­физиологии и колориметрии, но непосредственно отно­сящихся к психологии восприятия цвета; 3) существованием связей между параметрами цветового стимула и психологическим и физиологическим состоянием человека (Goldstein, 1942; Guilford, 1934, 1939; Gerard, 1958; Birren, 1961; Дорофеева, 1970 и др.); 4) наличием устойчивых семантических характеристик цветов (Lewinski, 1938; Birren, 1961; Wright, Rainwater, 1962; Osgood, 1969; Adams, Osgood, 1973; Измайлов, Волков, 1983; Измайлов, 1995; Эткинд, 1987; Сивик, 1993; Сафуанова, 1994; и др); 5) практической потребностью, ощущаемой в таких прикладных областях психологии как психология рекламы, психология искусства, цветотерапия (Бэббит, 1996; Birren, 1961; Spiegel, Spiegel, 1971; Holmes, at all., 1983; Babey-Brooke, Amber, 1979; Вайс, Шавелли, 1997 и др.); 6) перспективностью цвета как материала для создания психодиагностического инструментария (Luscher, 1969, 1993, 1996; Дорофеева, 1970; Веккер, 1981; Аминев, 1982; Филимоненко и соавт., 1982; Бажин, Эткинд, 1985; Тимофеев, Филимоненко, 1995).

Психологическое объяснение перечисленных фактов требует не столько знания механизмов цветоразличения, сколько соотнесения их с психологическими реалиями, описываемыми такими понятиями, как “образ”, “значение”, “эмоция”, “мотивация”. Нетрудно заметить, что принятое в физике, психофизиологии и психофизике сенсорных процессов определение цвета никак не соотносится с перечисленными понятиями. В психофизике сенсорных процессов предметом изучения являются соотношения между физическими параметрами стимуляции и характером цветовых ощущений (Стивенс, 1960). В физиологии сенсорных процессов – механизмы и законы цветоразличения (Измайлов, Соколов, Черноризов, 1989). То же и в колориметрии (Ивенс, 1964; Шашлов, 1986).  Таким образом, несмотря на то, что цвет является объектом изучения в ряде разделов общей психологии и смежных дисциплин, фактически, сам он не стал предметом исследования ни в одной из них. Сказанное означает, что Цвет в настоящее время не является психологическим понятием! На наш взгляд, это приводит к тому, что за рамками психологического рассмотрения остается вся предметная область, очерчивающая феномены, связанные с собственно восприятием цвета:  его воздействием на человеческое состояние и эмоции, его связь со значениями, та роль, которую он играет в динамике человеческих потребностей и образе мира, роль цвета в дизайне, рекламе, живописи и медицине. И это несмотря на то, что все феномены представляют собой  психические реалии.

Необходимым стимулом к развитию психосемантики Цвета служит методологическая ограниченность имеющихся в данный момент дисциплин (ограничение их предметных областей, теоретического и методического инструментария) не позволяющая ассимилировать (объяснить) появляющиеся и уже известные факты, связанные с восприятием цвета и его воздействием на человека. Примером здесь может служить факт существования закономерных связей между параметрами цветового стимула и эмоциональным и физиологическим состоянием человека (Goldstein, 1942; Guilford, 1934; 1939; Gerard, 1958). В современных учебниках по восприятию не принято рассматривать такого рода закономерности. Это же справедливо и в отношении другого, тесно связанного с перечисленными, феномена: наличия устойчивых семантических характеристик различных цветов (Lewinski, 1938; Osgood, 1969; Устинов, 1984; Сафуанова, 1994; Измайлов: 1995). Результат подобной научной ограниченности ярче всего проявляется, когда речь заходит о проблемах изобразительного искусства. Фактически современная научная теория цвета, как она предстает со страниц академических журналов и учебников психологии, не знает того Цвета, с которым на протяжении столетий работают художники.

К достаточным условиям для оформления психосемантики цвета как самостоятельной научной дисциплины следует отнести и перечисленные выше факты: 1) большое количество исследований и исследователей, осваивающих эту новую предметную область; 2) большое количество фактов и закономерностей, лежащих вне границ предметных областей психофизики, психофизиологии цветового зрения и колориметрии, но непосредственно относящихся к восприятию Цвета; 3) насущная потребность в обобщении этих данных и непротиворечивом объединении их со знаниями, полученными “ненаучным” эмпирическим способом многими поколениями художников и отрефлексированными в современном искусствоведении; 4) практическая потребность, ощущаемая в таких прикладных областях психологии как психодиагностика, психология рекламы и психология искусства, и т.д.

Разумеется, обозначенные необходимые и достаточные условия развития психосемантики цвета не могут “автоматически” привести к ее созданию. Необходимо время для формулировки предмета и определения методической и методологической базы, а также консенсуса многих исследователей в отношении перечисленных позиций. Предлагаемое учебное пособие мы рассматриваем как попытку нащупать такой консенсус.

К ряду нерешенных проблем  в данной области следует отнести сам факт восприятия Цвета человеком как представителем биологического вида: каковы преимущества, создаваемые этим свойством? Являются ли они собственно биологическими или в большей степени сказываются на этапе культурного развития? Один из ключевых вопросов цветосемантики – при признании конечного количества “фокусных” цветов (Berlin, Kay, 1969; Фрумкина, 1984) – состоит в доказательстве существования конечного набора “фокус­ных” контекстов их символической интерпретации: только при условии существования конечного набора контекстов есть надежда создать исчерпывающий “словарь” значения цветов. Альтернатива состоит в исследовании закономерностей межконтекстуальных переходов при неограниченном множестве контекстов.

Вопросы для самопроверки:

1.    Обоснуйте необходимость психосемантики цвета как самостоятельного раздела психологии восприятия.

2.    В чем отличие психосемантики цвета от психологии сенсорных процессов?

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz